Рушайло заплатит по счетам

Депутат Хинштейн заинтересовался недвижимостью Владимира Рушайло. Аналитики считают, что за нападками на исполнительного секретаря СНГ стоит желание власти "разбавить" "дело Касьянова" и убрать самого Рушайло с нынешней должности




Очередным объектом пристального внимания правдолюба Александра Хинштейна стал загородный дом исполнительного секретаря СНГ Владимира Рушайло. "Меня заинтересовало, на какие средства был приобретен роскошный особняк в поселке Архангельское Московской области", – заявил вчера Хинштейн РИА "Новости", добавив, что на "скромную зарплату" госслужащего это сделать крайне сложно. Посетовав, что в российском истеблишменте очень много ставленников окружения первого российского президента Бориса Ельцина (или так называемой "семьи"), Хинштейн намекнул на то, что две-четыре фамилии уже привлекли его внимание. Однако не уточнил, кого имеет в виду.

Как известно, ранее Хинштейн стал инициатором возбуждения уголовного дела, в котором фигурирует фамилия экс-премьера Михаила Касьянова в связи с приобретением им дачи в Подмосковье.

Впрочем, с формулировкой "война против "семьи" согласны далеко не все. По мнению замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, события как с Рушайло, так и с Касьяновым вписываются в контекст борьбы старой и новой элит, однако "семьи" как некогда влиятельного клана больше не существует. "Сейчас имеется набор фигур с совершенно разными интересами. У Касьянова одни интересы, у Абрамовича – другие, у Рушайло – третьи, – заявил Алексей Макаркин "Yтру". – Но представители старой элиты подвергаются и будут подвергаться все большей критике: ее обвиняют в недееспособности, в слабости. В то же время старую элиту рассматривают в качестве потенциального – или, как в случае с Касьяновым, реального конкурента".

Как ранее заявлял "Yтру" глава Института политических исследований Сергей Марков, методами, подобными тем, что использованы в случае с Касьяновым, власть защищается от тех, кто планирует принять участие в организации политического кризиса, организовать массовые беспорядки и революцию. Однако вряд ли можно заподозрить в подобных умыслах международного чиновника Рушайло, который не расходится в своих действиях с российской властью.

Нападки на Рушайло, который, в отличие от Касьянова, не является оппозиционным политиком, никогда не заявлял о президентских амбициях и вообще вполне удачно вписался в нынешнюю систему власти, по мнению Алексея Макаркина, продиктованы несколькими причинами. Во-первых, в контексте "дела Касьянова" власть дает понять – в том числе и Западу, – что действует не в духе преследования политических оппонентов, а в духе операции "чистые руки". Дескать, перед законом все равны – и оппозиционный Касьянов, и вполне лояльный Рушайло.

Во-вторых, некоторую роль в происходящем играет личная неприязнь разоблачителя Хинштейна к Рушайло (в свое время у них был серьезный конфликт). Ну и, наконец, Рушайло – идеальная кандидатура для того, чтобы повесить на него все проблемы с СНГ. "За СНГ отвечает Рушайло – на кого еще возложить ответственность за происходящее? Везде, кроме Узбекистана, у нас проблемы", – заметил Алексей Макаркин. В свое время назначение Рушайло на пост исполнительного секретаря СНГ рассматривалось чуть ли не как форма почетной отставки. О том, какой масштаб приобретут проблемы этого самого СНГ в ближайшем будущем, тогда никто не задумывался. Теперь власти, потерпевшей за последнее время не одно поражение на постсоветском пространстве, нужно найти крайнего – и на эту роль Рушайло вполне годится. Реальное уголовное расследование с судебными перспективами как в случае с Касьяновым, так и в случае с Рушайло, по мнению Макаркина, маловероятно, однако отставку Рушайло с поста исполнительного секретаря СНГ и замену его на кандидатуру, близкую новой "питерской" элите, политолог не исключает.

Получить посредством таких игр нового врага власть не боится: как показывает практика, г-н Рушайло предпочитает иную тактику. "Вспомним 90-е годы – когда Рушайло отставили из РУОПа, он как человек аппаратно опытный предпочел отойти в тень, пересидеть у Строева в Совфеде, не пошел ни в какую оппозиционную структуру, – напомнил Алексей Макаркин. – И он добился своего, стал министром. Рушайло – человек, не склонный бросаться в оппозицию, когда его обидели".

Другой вопрос, что очередной скандал, связанный с очередной знаковой фигурой, может вызвать большое раздражение старой ельцинской элиты. Получается, пакт о ненападении не работает, лояльность к власти еще не дает гарантий от уголовного преследования, и следующим может стать кто угодно. "Они рассчитывали, что, соблюдая правила игры, не играя против власти, они могут спокойно сидеть на своих участках. Вроде такой рецепт уже изобретен: не лезть, не высовываться, не спонсировать оппозицию, как это делал Ходорковский, не выдвигаться в президенты, как это сделал Касьянов – и все будет хорошо. Ситуация с Рушайло показала, что это – не панацея", – считает Макаркин. Однако дальше переживаний по этому поводу элита не пойдет: "Из-за разных стратегий выживания она вряд ли способна объединиться. Каждый рассчитывает, что он договорится и обеспечит свое существование в политике и экономике. Так что антипрезидентская мобилизация старой элиты в связи с историей с Рушайло маловероятна. Тем более, элита не будет делать никаких необдуманных движений, пока наш президент является мощнейшей фигурой с уникальным рейтингом".

Ситуация, по словам политолога, может измениться в двух случаях: резкое падение рейтинга президента или очень неудачная кандидатура преемника. "В этих случаях для оппозиции появляются возможности для разного рода игр. Но пока президентский рейтинг высок, кандидатура преемника не определена, старые элиты не будут предпринимать никаких резких шагов, поскольку в этом случае резко повышается уровень политических рисков", – резюмировал Алексей Макаркин.

Выбор читателей