Ирану дали шанс решить урановый вопрос

На заседании Совета директоров Международного агентства по атомной энергии было решено призвать Иран прекратить работы по обогащению урана. "Иранское ядерное досье" в ООН рассматриваться не будет


Фото АР



Исламская республика Иран (ИРИ) должна предпринять все от нее зависящее, чтобы совместно с МАГАТЭ урегулировать кризис вокруг так называемого "тегеранского ядерного досье". К такому решению сегодня в Вене пришли представители Совета директоров Международного агентства по атомной энергии, рассматривавшие вопрос о целесообразности введения санкций против Тегерана, возобновившего работы по обогащению урана.

По мнению высокопоставленных чиновников МАГАТЭ, Ирану нужно дать "еще один шанс" продемонстрировать стремление к полномасштабным контактам с Западом в вопросе о запрещении разработки ядерного оружия. Совещание Совета директоров Агентства было созвано в экстренном порядке по инициативе Великобритании, Франции и Германии. "Европейская тройка" выражала недовольство пуском новой линии ядерной лаборатории в Исфахане и требовала передать "тегеранское досье" в Совет безопасности ООН.

Министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази весьма недвусмысленно дал понять, что возобновлением обогащения урана "Иран провоцирует глубокий кризис", который может иметь негативные последствия прежде всего для самой ИРИ. Под этим Дуст-Блази подразумевает политические и экономические санкции, которые снова привели бы к полной изоляции Тегерана.

Следует отметить, что возобновление работ в лабораториях Исфахана изначально не является нарушением международных договоренностей. Как отмечают иранские власти, приостановка процесса обогащения урана являлась "жестом доброй воли" самого Тегерана, ранее провозгласившего курс на максимальную открытость перед Западом. В обмен на это иранцы требовали отмены ряда международных запретов, наложенных на страну Вашингтоном.

Между тем ни США, на государства Евросоюза так и не смогли прийти к определенному соглашению по отмене санкций против ИРИ. Официальный Тегеран тем временем в очередной раз заявил, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер, а обогащенный уран необходим в качестве топлива для атомных электростанций.

Кроме того, как сказал президент Ирана Махмуд Ахмади Неджад, строительство станции в Бушере будет продолжено более быстрыми темпами - такая большая страна, как Иран, нуждается в относительно дешевой электроэнергии. На своем выступлении в Вене министр обороны Ирана Али Шамхани в довольно резкой форме заявил, что ИРИ не согнется под международным давлением и примет только ту резолюцию, которая будет соответствовать Договору о нераспространении ядерного оружия. Работы же с мирным атомом вообще не должны быть темой переговоров и совещаний.

Тем не менее, страсти вокруг иранской ядерной программы уже принесли Тегерану некоторые международные дивиденды. Свою солидарность с позицией Ирана успели выразить президент Сирии Башар аль-Асад и его ливийский коллега Муамар Каддафи. По словам аль-Асада, США преднамеренно накаляют обстановку, дабы расправиться с ИРИ, а Каддафи обратил внимание общественности на то, что возобновление работ в Исфахане проходило под строгим наблюдением инспекторов МАГАТЭ.

Кроме того, сам глава Агентства Мохаммед эль-Барадеи утвержает, что в иранском вопросе "имеет место лишь осечка, а не систематическое нарушение обязательств". Это фактически означает, что у Тегерана есть по меньшей мере еще несколько шансов продолжить сотрудничество с Западом.

Выбор читателей