Москва вместила немного параллельного пространства

Существование четверки самопровозглашенных республик – не просто "реалии". Это самый что ни на есть факт более чем десятилетней выдержки. И поделать с ним пока ни Грузия, ни Азербайджан, ни Молдова ничего не могут




Вчера в Москве начала работу конференция "Параллельное СНГ. Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, Нагорный Карабах как реалии постсоветского пространства". Представители четырех никем не признанных в своем государственном статусе территорий прибыли в столицу России, чтобы, если верить пресс-релизу, обсудить скорее гуманитарные, чем политические или тем более геополитические проблемы. Организатор мероприятия – Институт стран СНГ, который возглавляет известный политолог, депутат Госдумы Константин Затулин.

Из заявленных тем для обсуждения следует, что делегации самопровозглашенных республик займутся проблематикой свободы вероисповедания в конфликтных зонах, а также вопросами функционирования высшей школы в условиях независимости. Отсюда и широкое участие в работе конференции представителей духовенства и высших учебных заведений означенных территорий. Однако вполне академический ракурс происходящего не должен вводить в заблуждение: в реальности участники союза непризнанных государств (или СНГ-2, как иногда его называют) в очередной раз обмениваются опытом по выживанию в непростых условиях неприятия их статуса другими странами.

Каждая такая встреча СНГ-2 всегда болезненно воспринимается "метрополиями". Для Грузии, Азербайджана и Молдовы всякое напоминание о нерешенности их территориального вопроса – как пощечина. Тем более, когда такие конференции проходят в Москве. Тем паче, когда местом их проведения Институт стран СНГ выбирает арендованный у Управления делами администрации президента конгресс-парк Волынское. Вот и глава Демократической партии Армении Арам Саркисян прямо говорит: "Проведение подобной конференции подтверждает серьезное отношение российской стороны к вопросам непризнанных государств".

Баку, Кишинев и Тбилиси не без оснований подозревают Москву в "спонсорстве" сепаратизма, хотя формально Константина Затулина, всегда имевшего свой взгляд на природу СНГ и постсоветского пространства, обвинить не в чем. Ведь существование четверки самопровозглашенных – не просто "реалии", как говорится в названии конференции. Это – самый что ни на есть факт десятилетней выдержки. И поделать с ним пока ни Грузия, ни Азербайджан, ни Молдова ничего не могут.

Другое дело, что значение самого СНГ-2 – если понимать под этой аббревиатурой некую структуру, пусть даже и неофициальную – не стоит переоценивать. "Неформалов" объединяет на самом деле немногое, прежде всего – угроза возврата в "метрополию". Все остальное для каждого специфично. Не зря представитель Южной Осетии Дмитрий Медоев назвал идею параллельного СНГ "фантастической". Приднестровье, Нагорный Карабах, Южная Осетия и Абхазия вынуждены играть зачастую не по своим правилам. Степень их независимости изрядно ограничена теми возможностями, которые предоставляет им геополитический расклад сил. И тут интересы той же Нагорно-Карабахской Республики и Южной Осетии вполне могут быть противоположными.

Россия только на первый взгляд выглядит неоспоримым полюсом притяжения самопровозглашенных республик – во многом из-за тиражируемых соседними государствами и странами Запада обвинений в свой адрес. На самом деле понятно, что НКР, даже вводя свою национальную валюту драхму, в первую очередь ориентируется на Армению, которая и ведет переговоры по статусу этой территории на самом высоком уровне и в Европе, и в США. Приднестровью, в свою очередь, выгодно вхождение Молдовы в состав Румынии. Это дало бы реальный шанс получить "вольную" уже от Бухареста, который побоялся бы присоединять к своей территории реальный очаг напряженности. И если в будущем вопрос о вхождении Молдовы в состав Румынии встанет ребром (а это рано или поздно произойдет), именно Бухарест может стать гарантом фактического признания независимости Тирасполя. Согласно той же логике, Абхазия в своем противостоянии Тбилиси может рассчитывать не только на Москву, но и на Турцию. И лишь Южная Осетия, самостоятельная или воссоединившаяся с Северной Осетией, всецело зависит от России.

СНГ-2 сегодня добился многого – его участники не только самоопределились и выжили, они фактически приучили мир рассматривать себя как самостоятельные территориальные единицы. На состоявшемся на днях в Париже заседании временной комиссии ПАСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта было заявлено: применение на практике принципов территориальной целостности и права народа на самоопределение не работает. Судя по тому, сколько времени потребовалось европейским парламентариям, чтобы сделать этот давно напрашивающийся вывод, процесс урегулирования конфликтов, породивший территориальный сепаратизм, далек от завершения.

Для непризнанных государств это неплохо. Время работает на них. Чем дольше они существуют "автономно", тем больше укореняется их фактический суверенитет. Для них самый приемлемый вариант – чтобы все оставалось как есть. Нагорный Карабах, к примеру, не спешит активно сотрудничать с той же Абхазией или Южной Осетией по простой причине: это немедленно отразится на отношениях Армении с Грузией самым негативным образом. Но есть и обратная сторона затягивания правового решения территориального вопроса. В любой момент у "метрополии" может лопнуть терпение, и она попробует решить проблему силой. Это – одна из тех угроз, которые заставляет все четыре республики все же сближаться. Очевидно, что успех любой из "метрополий" по наведению "конституционного порядка" придаст решимости другой повторить успех уже у себя дома. Сегодня вряд ли кто рискнет первым встать на этот путь. Однако тенденция, которую озвучивает Саакашвили, показывает: завтра может случиться что угодно. И тогда тематика конференций СНГ-2 резко изменится.


Выбор читателей