Грузия перешла к партизанским действиям

Продвижение грузинской армии до пограничной реки Псоу началось с тайных ночевок главы МО Ираклия Окруашвили в лесах Абхазии. Абхазы в ответ укрепляют оборону побережья




Грузинские власти снова отметились заявлениями в адрес Абхазии и Южной Осетии. Началось все, как водится, с президентского "пряника". Выступая перед 11 тыс. школьников и студентов на форуме молодежи "Патриот" в тбилисском Дворце спорта, Михаил Саакашвили затронул животрепещущую тему: "Границы Грузии проходят на Псоу и у Рокского тоннеля. Мы мирно и с большим терпением вернем нашу страну в ее прежние границы, в том виде, в каком оставили Грузию наши предки". Затем глава военного ведомства Ираклий Окруашвили дал понять, что процесс присоединения Абхазии уже начался – с действий грузинских партизан. И поведал о личном участии в нелегальном рейде по абхазским горам: "На днях я побывал в Абхазии вместе с несколькими людьми, провел несколько ночей в лесах. Тогда я поклялся, что ни один грузин никогда не будет ночевать в лесах как партизан. Очень скоро в Абхазии и Цхинвальском регионе каждый гражданин Грузии сможет свободно передвигаться".

Нет ничего удивительного в том, что г-н Окруашвили регулярно "светится" в горячих точках, поскольку именно на него президент Грузии возложил задачу по силовому решению абхазской и югоосетинской проблем. Главу Минобороны отличают весьма неординарные поступки. Чего стоит один обстрел тыловой колонны российских миротворцев летом прошлого года, когда соратник Саакашвили лично открыл огонь по головной машине, а затем сел за руль захваченного автомобиля. Под началом возглавлявшего в августе 2004 г. МВД Грузии Окруашвили проходила военная блокада столицы Южной Осетии. Тогда он пообещал уничтожить российские подразделения, если они помешают занятию города. Клялся г-н Окруашвили и водрузить грузинский флаг над Цхинвалом, правда, не уточнив, когда именно.

В итоге, как известно, грузинская армия зашла в тупик: после локальных стычек с осетинами последовала команда к отступлению, и деморализованные подразделения, заминировав блиндажи и окопы, были вынуждены оставить позиции. С тех пор команда Саакашвили грезит о реванше. Но если попытки нагнетания обстановки в Южной Осетии случаются регулярно, то в отношении Абхазии нынешние власти Грузии действуют более осторожно. Вокруг республики создаются базы и лагеря для развертывания подразделений, периодически устраиваются провокации против российских миротворцев. За этими действиями как-то "потерялось" наращивание грузинской военной группировки в зоне конфликта.

Появление Окруашвили с "партизанами" в Абхазии – еще одно свидетельство того, что в этом регионе может обостриться обстановка. Разумеется, тайная лесная ночевка министра обороны – не ахти какое достижение молодой грузинской демократии. Но за пробными шагами могут последовать и более серьезные акции. "Если Ираклий Окруашвили действительно побывал на территории Абхазии, это лишнее подтверждение тому, что так называемые грузинские незаконные вооруженные формирования уже давно срослись с официальными структурами власти", – так прокомментировал выступление министра обороны Грузии вице-президент Абхазии Рауль Хаджимба, курирующий силовой блок.

Между тем Абхазия принимает меры по деблокированию своих морских рубежей. В августе прошлого года грузинские военные катера с моря обстреляли автомобильный кортеж Жириновского, следовавший в Сухум. Затем последовало задержание нескольких турецких судов, которые направлялись в абхазскую столицу с грузом продовольствия и удобрений. И хотя Грузия отпустила задержанные суда, в Абхазии поняли, что ничего хорошего ждать не приходится: если события будут развиваться по грузинскому сценарию, республика окажется в полной морской блокаде. Весной этого года абхазская армия провела военные учения, во время которых разгромила условного агрессора. А в разгар курортного сезона состоялись вторые масштабные командно-штабные мобилизационные учения абхазских Вооруженных сил.

Позже стало известно, что в ответ на милитаризацию зоны конфликта, которую в Тбилиси объясняют защитой интересов своих граждан, в Абхазии приняли меры по укреплению морской границы и защите побережья. Как сообщил недавно начальник Генштаба Абхазии генерал-лейтенант Анатолий Зайцев, в республике модернизировали орудия КС-19 с дальностью стрельбы до 20 километров. Дальнобойная артиллерия установлена по всей береговой линии республики – таким образом военные надеются защитить республику от высадки десанта и приближения грузинских пограничных судов. Вот как прокомментировал эту сугубо оборонительную инициативу президент Грузии: "Мы внимательно следим за ситуацией в Абхазии и Южной Осетии. Там идет милитаризация при прямом содействии России. Идет передача сепаратистам нового оружия, что не должно входить в интересы России, но, видимо, это ответ на усиление Грузии".

Новая волна угроз последовала из Тбилиси после того, как власти Абхазии озвучили планы по использованию природных недр. Неделю назад кабинетом министров непризнанной республики был утверждены порядок разработки месторождений полезных ископаемых и ставки за право пользования недрами. Таким образом Абхазия подготовила законодательную базу для разведки и добычи нефти на территории республики. Как объяснил Сергей Багапш, у "ЛУКОЙЛа" появились серьезные планы, связанные с нефтяным месторождением на шельфе Черного моря. Запасы нефти на этом участке у абхазского города Очамчира оцениваются в 200 млн тонн. После обнародования этой информации официальный Тбилиси заявил, что не позволит российским компаниям помогать Абхазии в добыче нефти в акватории Черного моря. Так что за лесными ночевками министра обороны Грузии в горах Абхазии могут последовать новые, более откровенные и демонстративные вылазки.

Выбор читателей