В космосе обнаружена самая загадочная черная дыра

Космический телескоп "Хаббл" обнаружил в 5 млн световых лет от Земли аномальную супермассивную черную дыру, у которой нет своего "дома". Ее происхождение остается для ученых загадкой

Международная команда астрономов, работающая со снимками с космического телескопа "Хаббл" и телескопа VLT Европейской южной обсерватории в Чили (ESO), сообщила об открытии сверхмассивной черной дыры, параметры которой плохо вписываются в представления ученых о природе подобных образований. Как известно, черными дырами называют области в пространстве, сила притяжения в которых так велика, что ни вещество, ни излучение не могут их покинуть. Поверхность, окружающая эти космические объекты, обладает свойствами "однонаправленной мембраны": все свободно падает сквозь нее в черную дыру, но ничто не может оттуда выйти.

Все обнаруженные ранее супермассивные черные дыры окружены собственными галактиками, в центре которых они, как предполагают исследователи, и образовались когда-то. Но увидеть такую галактику-дом у объекта HE0450-2958, находящегося на расстоянии 5 млн световых лет от Земли, не удалось даже с помощью самых мощных приборов.

Черная дыра, о которой идет речь, была обнаружена астрономами в ходе изучения так называемых "квазаров" (квазизвездных источников радиоизлучения) - чрезвычайно ярких и компактных космических объектов, проявляющих устойчивую связь с черными дырами. Как полагают ученые, квазары образуются из космического газа, притягиваемого к краю супермассивной черной дыры.

Несмотря на то, что яркость квазаров в 100 раз превышает яркость их галактик-домов, до сих пор астрономам удавалось выявлять эти "звездные острова". Так и в этот раз из 20 квазаров и черных дыр, обследованных международной командой исследователей, галактика-дом была обнаружена в 19 случаях. Лишь у HE0450-2958 никаких ее следов найти не удалось. Если галактика все же есть, то она во много раз меньше и слабее других галактик.

По мнению ученых, эта нетипичная черная дыра могла образоваться в результате произошедшего 100 млн лет назад чудовищного столкновения нормальной спиральной галактики с другим объектом, содержавшим массивную черную дыру. Однако подобные столкновения случаются крайне редко.

Другая гипотеза, предложенная специалистами, сводится к тому, что "дом" у этой черной дыры есть, но это - галактика, состоящая полностью из загадочной темной материи, о природе и даже о самом существовании которой давно идут споры.