Новости партнеров

Проклятые вопросы современной науки. Список

К своему 125-летию знаменитый журнал Science опубликовал список величайших загадок, которые стоят перед современной наукой. Большая их часть касается насущных проблем человечества, но на первом плане по-прежнему вечные философские вопросы.

Всего в списке как раз 125 научных проблем, по числу лет, но для удобства редакция поделила их на 25 главных и 100 второстепенных. Стоит отметить, что все вопросы, по мнению редакторов Дональда Кеннеди и Колина Нормана, отнюдь не праздные и могут быть решены в течение следующих 25 лет.

Первой в списке значится тайна, волновавшая человечество с древнейших времен: строение Вселенной и материи. В наши дни ученых больше всего интересует природа таинственных темной материи и темной энергии, из которых, по последним данным, состоит 95% всего сущего. "Сегодня самые сложные вопросы связаны с самыми большими и самыми малыми объектами. Мы, возможно никогда не узнаем ответа на эти вопросы, но зато в процессе поисков усовершенствуем свои знания и общество", – считает Дональд Кеннеди.

Второй по значимости вопрос, не менее древний и столь же философский, – природа сознания. Как мыслительная деятельность связана с биологическими процессами, насколько они ее обуславливают? В последние годы исследователи этой проблемы наконец переходят от голых рассуждений к практике, хотя экспериментальных данных пока очень мало.

Остальные пункты в списке касаются насущных задач, стоящих перед человечеством. Лечение болезней, продление жизни, проблемы экологии и демографии занимают большую его часть.

В предисловии составители рейтинга объясняют, зачем он нужен. По словам Дональда Кеннеди, перечисление задач, стоящих перед наукой, помогает оценить имеющиеся достижения. С другой стороны, великие загадки всегда были лучшим стимулом для новых открытий. По мнению известного научного обозревателя Тома Зигфрида, "крупнейшие прорывы в науке совершаются на границе между знанием и незнанием – там, где ставятся самые важные вопросы".

Итак, список величайших научных загадок по версии журнала Science:
1. Из чего состоит Вселенная.
2. Каковы биологические основы сознания.
3. Как вся наследственная информация помещается в 25 тыс. генов, имеющихся в нашей ДНК.
4. Насколько индивидуальные особенности человека важны для лечения – проблема "персональной медицины", учитывающей генетический код человека.
5. Можно ли объединить все законы физики.
6. На сколько можно увеличить продолжительность жизни.
7. Как происходит регенерация органов.
8. Стволовые клетки и выращивание органов и тканей.
9. Внеполовое размножение растений соматическими клетками.
10. Что происходит в недрах Земли.
11. Существуют ли во Вселенной братья по разуму.
12. Когда и где зародилась земная жизнь.
13. Разнообразие видов: почему в одних местах обитают сотни животных и растений, а в других – единицы.
14. Какие генетические особенности делают человека человеком.
15. Как мозг хранит и "читает" воспоминания.
16. Как возникло поведение, ориентированное на сотрудничество, и зачем в животном мире альтруизм.
17. Как обобщать данные наблюдений в биологии – так называемая системная биология.
18. Синтез сложных химических веществ и "выращивание" наноструктур.
19. Теоретические пределы возможностей компьютера.
20. Можно ли блокировать реакции иммунной системы.
21. Играет ли Бог в кости? Есть ли под квантовыми принципами неопределенности и нелокальности более глубокий смысл.
22. Можно ли создать вакцину от СПИДа.
23. Чем грозит глобальное потепление.
24. Энергетика будущего – чем человечество заменит нефть.
25. Рост населения Земли и ограниченность ресурсов: как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету.

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2005/07/06/455621.shtml