В России готовится бюджет самодуров

В бюджет сознательно закладываются заведомо неправильные цифры. Если правительство так и не сумеет выработать стратегию экономического развития, то в перспективе нас ждут колоссальные неприятности




Министерство финансов РФ распространило официальное сообщение о предварительном исполнении федерального бюджета за первые 9 месяцев 2005 года. Согласно документу, профицит федерального бюджета за отчетный период составил, по данным о кассовом исполнении расходов, 1 трлн 167 млрд руб., или 7,6% ВВП, по данным о финансировании расходов – 761,7 млрд рублей. (5% ВВП). Доходы за январь-сентябрь сложились в сумме 3 трлн 676,4 млрд руб., фактические расходы составили 2 трлн 509,5 млрд руб., расходы по финансированию – 2 трлн 914,7 млрд рублей. Размер Стабилизационного фонда по состоянию на 1 октября составил 960,7 млрд рублей.

Столь впечатляющие цифры не слишком радуют экономистов, которые все чаще заявляют о непрофессионализме правительства, неспособного сформулировать ясную и эффективную экономическую политику. "Никакой другой экономической идеи, кроме как формирование профицита на уровне 7% ВВП, у правительства нет", – отметила член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, выступая во вторник на заседании дискуссионного клуба "Модернизация России: новый вектор". При этом полученные в результате средства не вкладываются обратно в экономику, а изымаются из бизнеса в "неприкасаемый" Стабфонд, что фактически тормозит экономическое развитие страны. Бюджетные доходы РФ по итогам текущего года в 1,5 раза превысят запланированные показатели, что означает погрешность бюджета на уровне 50%. Такая серьезная погрешность, по словам Дмитриевой, свидетельствует о том, что у страны нет бюджета в традиционном понимании, когда парламент планирует доходы государства. По сути, в главный финансовый документ государства сознательно закладываются заведомо неправильные цифры и оценки экономической ситуации.

Особенно много вопросов в этом плане вызывает у специалистов проект бюджета на 2006 год. Во-первых, он рассчитан, исходя из предположения, что цена на нефть будет снижаться и к концу следующего года стоимость барреля марки Urals достигнет $35, а среднегодовой уровень составит $40. Между тем уже сейчас расхождение этой запланированной цены с реальной ценой российского черного золота на мировых рынках составляет $25-30, и нет никаких предпосылок к заметному ее падению. "Таким образом, минимум на 1 трлн руб. по доходам бюджет будет исполнен в следующем году больше, чем запланировано", – указывает г-жа Дмитриева. Во-вторых, авторы документа явно переоценили усилия Кабинета министров по борьбе с инфляцией, заложив ее уровень на будущий год в 7-8,5%. Достичь столь заметного снижения показателей нереально. В нынешнем году динамика цен, по прогнозам аналитиков, вместо ожидавшегося замедления может продемонстрировать повышение, преодолев отметку в 12%. При этом изначально закладывалась та же цифра 8,5%, которая в середине года была пересмотрена до 10%. Кроме того, по мнению научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, правительству предоставлены слишком большие полномочия по распоряжению бюджетом. "Около трети статей содержат формулировки "правительство вправе" и "правительство может", констатирует эксперт. И, наконец, проект бюджета просто противоречит законодательству РФ, согласно которому регионы должны получать не менее 50%, – в документе заложено лишь 47%. А выделение 120 млрд руб. Госдуме для самостоятельного распределения вообще не что иное, как подкуп депутатов. "Бюджет-2006 прямо провоцирует коррупцию, – заявляет Делягин. – Это бюджет чиновничьего произвола. Он производит впечатление бюджета выборов в конце 2006 г. в Госдуму, которые, наиболее вероятно, будут совмещены с законодательным закреплением третьего срока президента Путина. В представленном в Госдуму виде он представляет собой инструмент не развития, но дестабилизации страны, окончательно лишающий ее возможности воспользоваться преимуществами благоприятной внешней конъюнктуры, подталкивающий ее к системному кризису и революционному хаосу".

Впрочем, другие аналитики не склонны драматизировать ситуацию. Так, главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова, разделяя мнение о том, что обсуждаемый документ является "бюджетом выборов", основную причину его вопиющих недостатков видит в некомпетентности руководства страны. Вряд ли это может в ближайшее время привести Россию к глобальному кризису, полагает она. Однако если правительство продолжит игнорировать подобные противоречия и не сумеет выработать четкой стратегии экономического развития страны, в долгосрочном периоде это сулит потенциальные риски, резюмирует один из авторов нашумевшего "письма одиннадцати".

Выбор читателей