К выборам россиян откормят мясом и молоком

Практика восточноевропейских стран показала, что успешно заниматься сельским хозяйством в современных условиях ничуть не проще, чем производить суперсовременные компьютеры или самолеты




Похоже, Михаилу Фрадкову окончательно надоело быть "чисто техническим" премьером и захотелось не понарошку почувствовать себя в роли второго человека в государстве. Чем еще можно объяснить повышенную экономическую активность этого доселе скромного чиновника?

Напомним, что некоторое время назад Фрадков неожиданно выступил с инициативой по части снижения НДС. Следующим "подвигом" во благо Отечества стало возрождение идеи удвоения ВВП. А вчера премьер объявил еще об одном проекте национального масштаба. На сей раз в центре его внимания оказалась извечная головная боль всех советских, а впоследствии и российских правительств – агропромышленный комплекс.

По мнению Фрадкова, ситуацию на селе можно переломить к лучшему только при реализации соответствующего национального проекта. "Я вижу искреннюю заинтересованность в улучшении дел в сельском хозяйстве", – заявил премьер-министр на открытии расширенного заседания коллегии Минсельхоза, уверив присутствующих в том, что "внимание руководства страны и общественности приковано к сельскому хозяйству". По словам главы Кабмина, сельскому хозяйству необходима господдержка, но ресурсы здесь ограничены. "Сейчас это низкотехнологичная отрасль, а молодежь на селе не задерживается, – добавил Фрадков. – Это надо переломить в рамках (национального) проекта".

Вообще в последнее время "национальные проекты" стали любимым занятием государственного руководства. Чего стоит одна только идея инвестиций в человеческий капитал, наличия которого доселе никто из власть имущих особо не замечал. А теперь вот и сельское хозяйство.

Неудивительно, что пафосные речи Фрадкова вызвали бурный восторг у главного российского агрария, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, который поспешил назвать вчерашнюю коллегию Минсельхоза "ключевой и переломной" для АПК. "Впервые за последние 15 лет в национальной политике страны АПК и сельское хозяйство вошли в приоритеты", – заявил Гордеев. По его словам, это накладывает особую ответственность на министерство и регионы. "Мы должны доказать, что пищевая и перерабатывающая промышленность России может быть конкурентоспособной и что национальный проект значительно улучшит жизнь на селе", – в духе партхозактивов заявил воодушевленный Гордеев. Однако аналогии со временами давно минувшими, похоже, не входили в планы главы Минсельхоза, и он не без радости отметил, что приоритетный национальный проект по развитию АПК построен на принципах рыночной экономики. "Главная цель – повышение качества жизни на селе и в городе", – сказал министр. По его словам, одна из центральных задач российского АПК – увеличение производства мяса и молока, потребление по которым "сократилось за годы реформы в 1,5 раза".

Что касается реальных цифр, то на реализацию новоиспеченного национального проекта должно быть направлено 30,9 млрд руб., о чем в ходе коллегии сообщил замминистра сельского хозяйства Сергей Митин. Из них 14,6 млрд руб. пойдут на программу ускоренного развития животноводства, а 15,9 млрд руб. – на стимулирование развития малых форм хозяйствования. Оставшиеся 300 млн будут выделены на методическое, организационное и информационное обеспечение проекта.

Итогом мероприятия стал довольно банальный вывод о том, что в сельскохозяйственной отрасли имеется существенный потенциал, которым необходимо распорядиться, не теряя времени, сделав ее источником экономического роста, и тем самым улучшить жизнь 40 млн сельских жителей.

Коллегия Минсельхоза оставила довольно неоднозначное впечатление. С одной стороны, прекрасно, что о российском сельском хозяйстве в очередной раз вспомнили и даже возвели в ранг национального проекта такую простую вещь, как необходимость его развития. С другой – вчера так и не было затронуто глубинной сути проблемы, основывающейся не только на чисто российской аграрной отсталости и запустении, но и на объективных мировых тенденциях. Практика восточноевропейских стран показала, что успешно заниматься сельским хозяйством в современных условиях ничуть не проще, чем производить суперсовременные компьютеры или самолеты. Ни того, ни другого делать там никогда не умели, а посему восточноевропейским сельхозпроизводителям не особо повезло и с современным сельским хозяйством: они были задавлены или куплены западными коллегами.

Вопрос же конкурентоспособности российского аграрного сектора отнюдь не ограничивается выделением определенных сумм, принятием нужных законов и установлением земельных правоотношений в рамках какого бы то ни было национального проекта. На деле попытка воссоздать в России конкурентоспособное сельское хозяйство потребует гораздо большего, в том числе и массированной прямой государственной поддержки, ресурсы которой, по словам Фрадкова, ограничены, а также серьезного пересмотра условий вступления России в ВТО. Наверняка в правительстве прекрасно понимают, что пойти на подобные шаги нет возможности, так как это негативно скажется на других, более важных, по чьему-то мнению, приоритетах. Поэтому нынешний сельскохозяйственный "национальный проект" пока что можно отнести лишь в разряд пиар-акций общенационального масштаба, число которых растет по мере приближения выборов.


Выбор читателей