В России объявлена "ползучая" революция

"Закачивать" деньги в российских ученых и врачей бессмысленно на фоне поголовной коррупции, отсутствия четких политико-экономических ориентиров и судебно-правового беспредела




Минувшую неделю с полной уверенностью можно назвать знаковой. Заявления российского президента, помноженные на решение о создании "президентского совета", даже заставляют задуматься о революции, инициированной "сверху".

Напомним, что в начале недели Владимир Путин выступил с достаточно радикальными социально-экономическими инициативами, произведя настоящий фурор. Базовой идеей президентской программы являются инвестиции в "человеческий капитал", а именно в жилищные программы, образование и здравоохранение. Для того, чтобы суть идей оказалась понятной всем и каждому, особый акцент был сделан на том, до каких размеров должны возрасти оклады ученых, врачей, медсестер и прочих бюджетников. Большинству нынешних представителей этих профессий названные президентом цифры показались фантастическими. Однако фантастика не входила в планы Путина, заявившего о том, что средства на организацию всей этой "манны небесной" в распоряжении президента есть. Так, в рамках президентской программы инвестиции в "человеческий капитал" в ближайшие 3 года будет потрачено более 500 млрд рублей. Согласно материалам администрации президента, в 2006 г. на обозначенные цели будет выделено около 150 млрд руб., в том числе 26,5 млрд руб. – на пополнение уставного капитала АИЖК и создание инфраструктуры для ипотечных объектов, 10-14 млрд руб. пойдут на надбавки учителям за руководство классами. Основная сумма будет потрачена на здравоохранение: 56 млрд руб. в 2006 г. и 88 млрд руб. в 2007 году. Но инициативы не ограничиваются обозначенным сроком в 3 года: по словам руководителя экспертного управления президента Аркадия Дворковича, "на продолжение проектов в 2007-2008 гг. будет направлено примерно по 200 млрд рублей".

Другим важнейшим нововведением, по замыслу президентской администрации, должно стать создание президентского совета, призванного осуществлять распределение средств и контроль за реализацией приоритетных программ. Как сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на источник в администрации президента, президентский совет будет сам планировать общий объем и постатейную разбивку бюджетных расходов, которые потребуется осуществить в 2006-2008 гг. в ходе реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства. По данным издания, совет будет контролировать ход коммерческих переговоров с поставщиками и эффективность всех проведенных в рамках проектов работ. Идея создания совета не могла не вызвать удивления среди наблюдателей, так как по своей форме и функциональным обязанностям он фактически должен подменять правительство, с той лишь разницей, что подконтрольный ему бюджет значительно меньше государственного.

Президентские инициативы вызвали бурное обсуждение среди экспертов. Тот факт, что основное время действия инициатив приходится на период до 2008 г., для многих стал свидетельством предвыборной ориентации принимаемых мер. Тем не менее, многих подкупает сама постановка вопроса, обозначенная достаточно емкой фразой – "инвестирование в человека". Благородство подобных инвестиций неоспоримо, и это то, чего недоставало нашей стране долгие и долгие годы. Мировая история знает множество примеров инвестирования в "человеческий капитал". Преимущественно к этому склонны либо развитые страны типа США, либо небольшие, но достаточно богатые государства, живущие, преимущественно, за счет сырьевых ресурсов, как Саудовская Аравия или ОАЭ.

Характерно, что заявленные президентом ежегодные расходы в 150-200 млрд руб. не являются такой уж нереальной суммой и вполне могут быть изысканы. Это означает, что поставленные задачи, по крайней мере по объему расходов, вполне могут быть решены. Вопрос в другом – смогут ли данные суммы что-либо кардинально изменить в сегодняшней ситуации. По самым грубым подсчетам получается, что инвестированные в следующем году в здравоохранение средства составят всего лишь около 400 руб. (средняя стоимость одной консультации в платной клинике) в пересчете на душу населения. Для формирования высокотехнологичной современной медицины этого катастрофически мало. Не менее скромными оказываются цифры при расчете средств, выделяемых на ученых и учителей. По крайней мере, не совсем понятно, откуда возьмутся обещанные Путиным 30-тысячные оклады для ученых и солидные надбавки для прочих бюджетников.

Однако допустим, что деньги на все, что пообещал народу президент, найдутся. При этом возникает другой вопрос: как и куда они должны быть потрачены? Весьма показательно, что буквально сразу после оглашения президентских инициатив не на шутку оживились российские поставщики. Как сообщают "Ведомости", ГАЗ в свете последних заявлений Путина уже готов к реализации будущих заказов на машины "скорой помощи". Что представляют собой "ГАЗели", в России хорошо известно; каковы они в роли карет "скорой помощи", не понаслышке знают их водители и медработники; про лоббисткие возможности российских производителей также известно немало... Напрашивающийся из всего из этого вывод прост: раздача материальных ресурсов, под контролем каких бы "советов" она ни проходила, неизбежно превратится во всем хорошо знакомый коррупционный "распил".

Выше мы не зря упомянули два типа стран, наиболее склонных к инвестициям в "человеческий капитал". Настало время определиться в этом отношении с Россией. В первую группу, к которой относятся развитые страны, наша не попадает по определению. Там инвестиции в человека являются составной частью государственной политики, построенной по четким канонам, важнейшим из которых является приоритет человека-гражданина, а с ним и всего общества. Современная же российская ситуация отличается практически полным отсутствием институтов, позволяющих развивать общество и страну через "инвестиционную накачку" человеческого потенциала. Для того, чтобы "инвестиции в человека" заработали по-настоящему, необходимы глубочайшие реформы социально-экономического устройства, а также перестройка менталитета россиян. "Закачивать" деньги в ученых и врачей и ждать после этого чудесного преображения страны бессмысленно на фоне поголовной коррупции, судебно-правового беспредела и отсутствия четких политико-экономических ориентиров. Тем не менее, важнейшей отличительной чертой путинских инициатив является отсутствие даже намеков на реформы. Сомнительно, что сие "недоразумение" стало досадной ошибкой авторов "национальных приоритетов". Скорее всего, "революция сверху" имела какие-то другие цели.

Здесь самое время обратить внимание на второй тип стран, где также пекутся о благосостоянии своих учителей и врачей. Ближневосточные нефтяные королевства отличаются достаточно высоким уровнем жизни населения и развитой социальной инфраструктурой. Государство тратит огромные суммы "нефтедолларов" на социальные пособия, бесплатное обучение и лечение своих граждан. В какой-то степени все это тоже можно назвать инвестициями в человека. Разница в том, что основная их задача сводится к желанию откупиться от собственного населения. Людям перепадает лишь малая часть природной ренты, львиная доля которой остается за правящими кланами, владеющими национальными богатствами и средствами производства.

К великому сожалению, последние президентские инициативы по "инвестированию в человека" на фоне полного отсутствия реформ очень напоминают попытку построения в России своеобразного нефтяного королевства. В пользу этого довольно красноречиво говорят планомерные действия по построению государственного капитализма, ликвидация свободного телевидения, а теперь уже и попытка создания параллельного "президентского" правительства.

Но сделать из России Саудовскую Аравию вряд ли возможно. Учитывая численность населения страны, практически невозможно обеспечить каждого гражданина такой долей национального богатства, чтобы напрочь отбить у него стремление к свободе и самовыражению. По крайней мере, делиться придется гораздо серьезней, чем по 30 тыс. руб. на одну ученую душу. Ну а делиться в России, как известно, не любят.


Выбор читателей