Когда-то Марс был близнецом Земли

Карта магнитных полей показывает, что некогда Красная планета очень напоминала Землю. Во всяком случае, марсианские и земные горы и котлованы имеют весьма похожее происхождение

Красная планета в последнее время находится в центре пристального внимания землян. Если совсем недавно выяснилось, что Марс и Землю объединяют одинаковые экологические проблемы, то вскоре может оказаться, что эти две планеты вообще чуть ли не близнецы.

К такому выводу пришли специалисты NASA, которым с помощью аппарата Mars Global Surveyor впервые удалось составить полные карты марсианских магнитных полей. Сопоставление полученных данных с исследованиями Земли подтвердило гипотезу о том, что горы и котлованы на обеих планетах имеют практически одинаковое происхождение. Так, например, теперь можно с уверенностью заявить, что цепь Тарсис появилась так же, как и Гавайские острова, то есть была "вытолкнута" на поверхность планеты при уходе тектонической плиты в мантию. А каньон Вэллис Маринерис, который в шесть раз длиннее и в восемь раз глубже американского Большого каньона, образовался по тому же самому принципу, что и Восточно-африканский разлом. Это доказывает магнитный анализ пород, составляющих марсианские ландшафты, говорит Джек Коннерни из NASA. Таким образом, можно заключить, что Марс все-таки не всегда был безжизненным и холодным. Более того, в тот период, когда возраст Тарсиса и Маринериса соответствовал возрасту островов Гавайи и африканского разлома, марсианские пейзажи, скорее всего, могли напоминать земные.

Пока исследовано еще не все, но ученых это не расстраивает, ведь ключ к новым открытиям найден. "Это, конечно, не исчерпывающий геологический анализ, – говорит Коннерни. – Но с помощью тектонических исследований мы можем объяснить некоторые самые яркие особенности марсианской коры. И чем больше данных мы получаем, тем точнее становится картина". Так, в сентябре NASA сообщило, что поверхность Марса претерпела некоторые изменения, которые, по мнению ученых, могли быть вызваны землетрясениями и глобальным потеплением на Красной планете.

Однако всех этих открытий могло и не быть, ведь они совершены только благодаря тому, что Surveyor, так же, как и марсоходы, функционирует значительно дольше, чем было запланировано первоначально. Его миссия продолжается уже в три раза дольше, чем предполагалось изначально.