Центробанк присягнул на верность президенту

Глава ЦБ признался в том, что инфляция в 2005 г. составит порядка 11%, а также пообещал беспощадно бороться с ней в последующие годы. Тем не менее, не все уверены, что у него это получится


ФОТО: НТВ



О том, что инфляция в нынешнем году превысит 10%-ный уровень, заявил вчера председатель Банка России. "По нашим последним оценкам, инфляция в 2005 г. составит примерно 11%, реальный эффективный курс рубля укрепится примерно на 10%", – сказал Сергей Игнатьев в ходе выступления на заседании банковского комитета Госдумы. Само заседание было посвящено обсуждению его кандидатуры на пост главы Центробанка, внесенной президентом.

Эволюция инфляционных прогнозов на 2005 г. заслуживает отдельного напоминания. Согласно первому правительственному прогнозу, инфляция в этом году должна была составить 8,5%. Сразу же после своего появления столь низкая цифра вызвала скепсис у экономистов, после чего прогноз был скорректирован до 10%. Не так давно Минэкономразвития вынужден был согласиться с тем, что годовая инфляция может превысить 11%-ную отметку. Дальше других в своих прогнозах пошел Всемирный банк, заявив, что в 2005 г. инфляция в России составит больше 12 процентов.

По итогам 10 месяцев этого года показатель инфляции уже достиг уровня в 9,2%, что, собственно, и побудило президента вновь потребовать от правительства и ЦБ предпринять все возможное для снижения ее темпов. Вполне вероятно, что именно это стало главным требованием, предъявляемым президентом к Сергею Игнатьеву при выдвижении его кандидатуры на должность председателя ЦБ. Похоже, это прекрасно понимает и сам Игнатьев. Выступая перед членами банковского комитета, он делал акцент на том, что Центробанк "должен усиливать акцент на снижении инфляции и недопущении резкого укрепления рубля... Фактически это уже делается".

Однако подобная решимость дважды главного банкира страны выглядит довольно рискованной. Дело в том, что инфляция последнего времени обусловлена скорее высокими издержками, нежели чисто монетарными факторами. Попросту говоря, цены растут в первую очередь за счет удорожания тарифов, топлива и материалов, что находится вне компетенции ЦБ. Поэтому механизмы воздействия на инфляцию посредством денежно-кредитной политики малоэффективны, а следовательно, не совсем понятно, чем могут быть подкреплены обещания Игнатьева.

В настоящий момент довольно сложно определить, каким окажется инфляционный эффект осеннего скачка цен на моторное топливо, в связи с чем нельзя сказать, какую инфляцию (при подсчете реальных цифр) покажут два последних месяца года. Не исключено, что в конечном счете наиболее близким к реальности окажется самый пессимистичный прогноз, сделанный Всемирным банком.

Что касается курса рубля, то ЦБР и Минэкономразвития уже повысили прогноз роста реального эффективного курса национальной валюты в 2005 г. до 9-10% по сравнению с первоначальным пределом в 8%. На деле за прошедшие 10 месяцев этот показатель уже составил 9,3%.

В ходе вчерашнего выступления глава Банка России сделал амбициозное заявление о том, что в течение ближайших трех-пяти лет ЦБ планирует отказаться от практики установления предельных ориентиров укрепления реального эффективного курса национальной валюты и постепенно перейти к "инфляционному тагетированию", которое применяется во всех развитых странах. Хотелось бы верить, что по прошествии 3-5 лет критическая зависимость экономики от экспортной выручки все-таки снизится, и это позволит не на словах, а на деле прибегнуть к механизмам, используемым "в развитых странах", не опасаясь за последствия для национальной валюты.

С другой стороны, от выдвигаемого президентом кандидата на пост главы ЦБ вряд ли можно было ожидать более сдержанных прогнозов. Что будет – или чего не будет – через 3-5 лет, станет ясно только через 3-5 лет, а на главного банкира выдвигают уже сейчас.

Выбор читателей