Касьянов не умеет смотреть "снизу"

Представители Демократической партии России обсуждали вчера "итоги разъединительного съезда", закончившегося скандальным разрывом между ДПР и Михаилом Касьяновым


ФОТО: AP



Вчера представители Демократической партии России обсуждали в агентстве "Росбалт" "итоги разъединительного съезда", завершившегося в минувшую субботу большим скандалом. Напомним: мероприятие стихийно разделилось на съезд противников экс-премьера Михаила Касьянова (которого, как предполагалось, должны были выбрать лидером партии) и конференцию сторонников Касьянова. Лидером партии в результате был избран Андрей Богданов. "Касьяновцы" объявили это решение нелегитимным и пообещали взять недельный тайм-аут для того, чтобы решить: продолжать борьбу за партийный бренд или начать все с чистого листа. Одним словом, вместо широко анонсированного слияния старейшей российской партии с главным оппозиционным кандидатом на президентский пост получился раскол, чреватый немалыми репутационными потерями для обеих сторон.

Вчера заинтересованные стороны пытались выяснить, кто виноват в создавшейся ситуации. Председатель исполкома ДПР Вячеслав Смирнов считает, что Касьянову еще до съезда нужно было более внятно проявить себя и обозначить свои позиции. "Михаилу Михайловичу следовало бы посмотреть, как люди воспринимают его идеи – не либеральные даже, а космополитические, – заметил Смирнов. – Как простые люди, которым тяжело живется, слушают его речи о том, что нефть должна стоить $20 за баррель, потому что иначе обидятся наши зарубежные друзья". Смирнов категорически отверг обвинения в том, что они с Богдановым "перекупили" часть делегатов у Касьянова. "Неужели вы думаете, что у Касьянова можно что-то перекупить? – усмехнулся он. – За тех, кто выступал за него, я бы и рубля не дал. Это "лидеры" липовых организаций, в которых людей нет". Андрей Богданов и Вячеслав Смирнов позиционировали себя как "простые, но подлинные члены партии", которые не захотели принять богатых, известных, но барствующих покровителей. "Да, мы маленькая партия, – сказал Смирнов, – но мы не хотим объединяться с политическими трупами". "Мы хотим объединять не лидеров, а людей вокруг идей", – добавил Богданов.

По словам Богданова, именно он провел 17 декабря в Доме Союзов настоящий съезд ДПР, тогда как сторонники Михаила Касьянова этим похвастать не могут. Так, в Октябрьском зале Дома Союзов в субботу собрались 243 делегата из 292-х избранных по протоколу, и было представлено 47 региональных организаций из 63-х существующих. В это время на конференции сторонников Касьянова в гостинице "Измайлово" присутствовало 139 человек, однако, по словам Богданова, не менее 50 из них были не члены ДПР, а гости из партии "Наш выбор" – сторонники Ирины Хакамады. Представлено там было 32 региональные организации ДПР. По данным Богданова, за 4 дня до съезда была проведена партийная конференция московской организации ДПР, на которой состоялось переизбрание делегатов на съезд. При этом из числа делегатов выбыла Ирина Хакамада и другие сторонники Касьянова, кроме одного – члена руководства партии Александра Половинкина.

Следующим этапом было заседание ЦК ДПР в пятницу, 16 декабря, в гостинице "Измайлово", где должна была произойти долгожданная встреча членов партии с Касьяновым. Однако, по словам Богданова, экс-премьер очень долго не являлся – хотя на входах стояла его охрана и не пускала туда журналистов. Потом Александр Половинкин, как доверенное лицо, передал, что Касьянов не приедет, пока его не внесут в избирательный бюллетень для выборов лидера партии. Надменное поведение Касьянова и его сторонников, по мнению Богданова и Смирнова, настроило против них партийный актив. Ситуацию не спасло и появление Касьянова: в первую очередь он направился в маленький зальчик для своих. В день открытия съезда, сообщили представители ДПР, охрану несли сотрудники частного охранного предприятия, договор с которым заключил Богданов. Новые, свежеотпечатанные мандаты раздавали делегатам уже при входе. "Касьянова было решено пустить, но он не пришел", – сказал Богданов.

Свое видение событий у бывшего спсовца Ивана Старикова, недавно объявившего было о своем переходе из лагеря "правых" под знамена ДПР – вслед за Касьяновым. Однако события минувшей субботы заставили Старикова разочароваться в Демократической партии Сторонники Касьянова отказываются от идеи возглавить ДПР и будут создавать новую политическую структуру с нуля, заявил вчера он "Росбалту". "Г-н Богданов зря утверждает, что он провел съезд, – сказал Стариков. – Съезда не было, потому что 32 региональных делегации все-таки остались у нас, в "Измайлове". К нам пришли порядочные люди, которых не удалось купить за огромные деньги. В общем, имела место политическая мастурбация. И степень деградации Кремля уже достигла апогея, коль скоро он прибегает к услугам таких людей. Но хорошо, что эта провокация произошла сейчас, а не потом. По крайней мере, сейчас развеян миф о том, что Касьянов – проект Кремля. Это уже хорошо". На вопрос о том, чем же так опасен Михаил Касьянов для нынешней власти, Иван Стариков заявил: "Власть так уже вытоптала политическое поле, что появление на этой голой площадке нового лидера, а тем более бывшего премьера, очень успешного и посвященного в тайны политической закулисы, имеющего авторитет за рубежом, создаст все условия для объединения вокруг него разрозненных, но многочисленных демократических сил".

Вопрос лишь в том, зачем было доводить дело до абсурда, лишний раз публично подтверждая расхожий тезис о неумении демократов договариваться. Имело ли смысл поддерживать версию о том, что Касьянов вот-вот возглавит ДПР – если экс-премьера изначально считали там "барствующим политическим трупом"? Тот факт, что этот миф был развенчан в самых неприглядных тонах, со взаимными резкими обвинениями, уже после съезда, дал повод наблюдателям упрекать партию в подыгрывании Кремлю, а про Касьянова заговорили как про человека, которому нет смысла дальше за что-либо бороться, коль скоро его "опустил" никому не известный Богданов. Между тем, в ДПР поясняют: там до последнего момента верили в то, что Михаил Касьянов сумеет договориться с партийцами.

"Пиар вокруг своего предполагаемого лидерства в ДПР делал сам Касьянов, партия не имеет к этому никакого отношения, – рассказал "Yтру" Андрей Богданов. – Мы и раньше говорили команде Касьянова, что он мог бы заранее встретиться с руководством региональных организаций и с председателем ЦК. Мы хотели заранее услышать от него, совпадают ли наши мнения или нет. Они не сочли это нужным. Но нельзя же избираться лидером партии, ни разу не встретившись с ее членами! Придти один раз уже на съезд и сразу же избраться лидером! Когда перед съездом начинают "нагибать" – кому это понравится?"

По словам Богданова, партии без Касьянова в любом случае будет легче, чем с ним. "Смотрите, кто сейчас якобы "объединяется": старые демократы, чиновники и прочие, на которых висит груз разграбления страны 90-х годов. Наверняка там появятся еще и Немцов, и Гайдар. Мы против них. Демократия должна омолодиться и освободиться от тех грузов, которые гирями висят на ее ногах. Касьянов тоже чиновник. Если бы ему предложили возглавить ЕР – он бы возглавил", – считает Богданов. Второе, в чем ДПР расходится с Касьяновым – это принцип объединения. "Мы считаем, что объединяться надо снизу. И это будет сделано. Рядовые члены не ссорятся между собой, а работают вместе и демократию понимают одинаково. Но как встает вопрос лидеров – возникают разногласия и дележка стульев. А низам нечего делить. Если взять программы всех демократических партий, отсечь все лишнее, все несовпадающие пункты, появится нормальная демплатформа. Объединиться можно на одном слове "демократия". Для большой демократической коалиции этого достаточно. "Внизу" это понимают". И, наконец, в Демпартии не согласились с условиями, предложенными Касьяновым. "Касьянов планировал создать политсовет из 5 человек, в который, в частности, вошел бы он сам, Ирина Хакамада, Иван Стариков – но ни одного старого дэпээровца, которые 15 лет в партии. Никакой преемственности. И как на это должны были реагировать региональные организации?" – возмутился Богданов. Кроме того, в ДПР довольно прохладно относятся к Хакамаде. "Она же шла к нам не одна. Говорит: изберите моих людей зампредами. Те, кто 15 лет занимались партией, не хотели бы, чтобы к ним подошли и сказали: избери Пупкина. И вообще, пусть сначала разберется с долгами по президентским выборам. Много регионов были "кинуты" на деньги по сбору подписей для выдвижения ее президентом. В сумме от $10 до 30 тысяч. В частности, и на этом основании многие не хотели Хакамаду", – пожаловался Богданов.

Лидер ДПР уверен: если чья-то репутация и пострадала от недавних событий – то не партийная, а репутация "старых чиновников". Он также не согласен с оценкой некоторых наблюдателей о том, что на съезде ДПР была применена старая кремлевская политтехнология – "разделяй и властвуй": "В чем "подстава" Кремля? В том, что Касьянов, ни разу не заходя в партию, орет, что станет лидером?"

При этом Андрей Богданов уверен, что объединение демократов все равно состоится, причем объединит всех именно его партия. "Я за альянс всех – только снизу, когда низы договорятся, а верхи будут только советовать. Мы объединим "снизу" все партии, без их лидеров. У нас на это есть еще год", – заявил он.

Выбор читателей