У Касьянова увели партию

Субботнее поражение Михаила Касьянова для некоторых наблюдателей не стало неожиданностью. Однако аналитики расходятся в оценке нынешних перспектив экс-премьера


ФОТО: AP



Субботнее поражение Михаила Касьянова для некоторых наблюдателей не стало неожиданностью. Еще накануне съезда ДПР, на котором, как предполагалось, экс-премьера объявят лидером партии, эксперты высказывали предположение, что шансы Касьянова вовсе не стопроцентны. В частности, как заявлял директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, ДПР – это партия с конкретной программой, ее деятельность не может быть основана на лидерстве одного человека, и шансы Касьянова возглавить эту структуру зависят от того, готов ли он следовать партийной программе. Кроме того, аналитики напоминали: в то время как у ДПР нет "антирейтинга", у Касьянова он есть..

Однако субботние события – провал кандидатуры Касьянова на выборах лидера партии – можно объяснить не только версией о том, что экс-премьер "не подошел" по каким-то критериям, но и вмешательством пресловутого административного ресурса. В частности, по словам директора консалтинговой группы "Меркатор" Дмитрия Орешкина, скандальная история с выборами лидера ДПР свидетельствует о том, что Кремль всерьез опасается экс-премьера как потенциального кандидата в президенты России. "Технология внесения раскола в ряды оппозиции посредством проведения альтернативных съездов уже апробировалась на коммунистах, – заявил Орешкин в интервью "Росбалту". – Ясно, что за всем этим стоит Кремль, цель и методы ее достижения тоже понятны. Однако удивляет то преувеличенное значение, которое придают Касьянову. Значит, его действительно боятся". Политолог считает, что экс-премьера воспринимают не как игрока на думских выборах, а как претендента на президентский пост. "Сегодня Касьянов не пользуется широкой поддержкой в обществе, однако у его потенциального соперника – того самого "преемника" Путина, о котором пока ничего не известно, – рейтинг вообще нулевой", – заметил Орешкин. После неудачной попытки возглавить ДПР Касьянов попытается либо создать новую партию "с нуля", либо реанимировать какую-нибудь другую уже существующую политическую структуру. Также возможны различные варианты взаимодействия с Ириной Хакамадой и другими демократическими лидерами и организациями, подчеркнул директор группы "Меркатор".

Напомним, как развивались события.. Сторонники и оппоненты экс-премьера попытались провести в субботу два альтернативных партийных съезда, причем первым это фактически не удалось, а вот вторые с поставленной задачей справились и избрали большинством голосов своим лидером Андрея Богданова.. Между тем Касьянов, выступавший перед своей аудиторией в киноконцертном зале "Измайлово" (куда его соратники перебрались после того, как их не пустили на съезд "богдановцев" в Дом союзов), в очередной раз призывал демократов "сплотиться в борьбе за будущее России", которая, по его мнению, "катится в бездну", и обвинил власть в стремлении расколоть ДПР. При этом сторонники экс-премьера заявили о нелегитимности съезда в Доме союзов, назвав Богданова "самозванцем", а лидер "Нашего выбора" Ирина Хакамада рассказала о том, что накануне и ночью с делегатами съезда проводились "интенсивные переговоры" для того, чтобы переманить их к Богданову.. Лидер отделения Демпартии в Республике Алтай Михаил Каратунов даже заявил о том, что ему предложили $10 тыс. за поддержку Богданова.. "Наша организация за $10 тыс. не продается", – сказал Каратунов. Андрей Богданов категорически опроверг эти заявления.

В противоположном лагере тоже времени не теряли: как заявил "Росбалту" член ЦК ДПР Герман Карелин, предпринятая Касьяновым попытка провести альтернативный съезд – "бессмысленная пиар-акция", выступление экс-премьера перед представителями региональных организаций ДПР накануне съезда "нас абсолютно не впечатлило", а сам Михаил Михайлович "не дотягивает до того уровня, на который он замахнулся".. Председатель центрального комитета ДПР Андрей Богданов, в свою очередь, заявил накануне: "Касьянов выбрал ДПР, но это не означает, что ДПР выберет Касьянова".

Между тем сторонники экс-премьера после неудавшегося съезда взяли недельный тайм-аут.. За это время экс-премьер с коллегами обсудит сложившуюся ситуацию и примет решение: продолжать ли борьбу за партийный бренд или приступить к созданию новой политической организации. По словам Касьянова, демократическое строительство, скорее всего, придется начинать "с чистого листа". Экс-премьер, по его словам, готов продолжить борьбу, однако в деле партстроительства, как он выразился, "спешить не стоит". "Впереди два года до парламентских выборов, времени достаточно", – отметил Касьянов.

Впрочем, как полагает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский, если бы Касьянов и был избран лидером ДПР, на нем как на политике можно было бы ставить крест. В эфире "Эха Москвы" Белковский заявил о том, что раскол ДПР будет иметь для Михаила Касьянова положительное значение, поскольку "Кремль, лишив Касьянова шанса возглавить ДПР, открыл для него новые перспективы в большой публичной политике и дал шанс встать на правильный путь".

Комментируя итоги съезда, президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов высказал мнение, что точку в этой неприглядной истории должен поставить Минюст. "Легитимность того или иного партийного съезда определяют не лидеры политических партий, а суд и органы юстиции", – заметил он. По словам политолога, Касьянов выбрал структуру, "которая была выставлена на тендер и которая в действительности является пустой оболочкой". Никонов не согласен с оценкой Белковского – говоря о шансах Касьянова создать мощную политическую партию (или коалицию) и одержать с ее помощью победу на выборах в 2007 и 2008 годах, он отметил: "Когда партия с рейтингом 0% идет на выборы под руководством политика с рейтингом 0,1% – результат предопределен". "Прежде чем заявлять о намерении возглавить партию, нужно было хотя бы поговорить с кем-нибудь из ее руководителей или даже рядовых членов, потрудиться хоть что-нибудь о ней узнать. Если ты хочешь купить товар – сначала пощупай его, подержи в руках, подумай, нужен ли он тебе. А Касьянов действовал как слон в посудной лавке", – считает, в свою очередь, Валерий Хомяков. По его словам, конфуз с ДПР негативно отразится на политической карьере Касьянова: "Не думаю, что у Михаила Михайловича прибавилось шансов на осуществление его президентских амбиций после того, как никому не известный Богданов опустил его по полной программе".

На этом фоне призывы лидера СПС Никиты Белых объединить усилия ради достижения общих целей вряд ли окажутся востребованными. Как известно, в тот же день проходил еще один демократический съезд – Республиканской партии России, лидер которой независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков предложил собственную концепцию объединения правых либералов. Обращаясь к участникам съездов обеих партий, Белых предложил образовать Объединенный демократический совет (ОДС) для координации деятельности либерально-оппозиционных сил России. "Результаты выборов в Госдуму и региональные органы власти показывают, что слабость и раздробленность демократических партий – главная причина наших поражений", – говорится в обращении лидера СПС. Приоритетными задачами ОДС Белых предлагает считать определение принципов участия демпартий в региональных выборах 2006-2007 гг. (исходя из недопустимости выдвижения более одного списка в каждом регионе), подготовку общей программы для единого списка кандидатов на выборах Госдумы 2007 г. и выработку механизма создания единой демократической партии. Кроме того, лидер СПС призвал коллег по цеху объявить мораторий на нелицеприятные высказывания друг о друге.

Рыжков на эти предложения отреагировал скептически: Объединенный демократический совет, по его словам, "превратится в такую же пустую говорильню, как и все предыдущие демократические органы" ("Комитет-2008" и прочие). "Думаю, что мы не ударим по протянутой руке, но если мы почувствуем, что это очередная имитация, то будем действовать самостоятельно", – заявил Рыжков на съезде собственной партии.. По поводу возможностей объединения РПР с другими оппозиционными силами он отметил: "Мы не с кем не сливаемся, будем строить новую демократическую партию... Если будут серьезные предложения, мы готовы их рассмотреть, но пока таких не поступало, и мы с вами обсуждаем абстракцию". А вообще республиканцы не очень верят в возможность объединения демократов, поскольку много раз на этом обжигались, добавил лидер РПР.. "Наша принципиальная позиция заключается в том, что общие списки, попытки вклеить старые бренды и подходы уже не работают, – пояснил Рыжков. – Мы выступаем за создание принципиально новой массовой партии".

Таким образом, очередной виток объединения демократов вкратце свелся к тому, что одна партия фактически раскололась, другая заявила о собственной исключительности и намерении стать главной и единственной, попутно смешав с грязью коллег. На чужих ошибках демократы, видимо, учиться не любят, предпочитая в сотый раз совершать собственные..

Выбор читателей