Звезды ведут с землянами неспешную беседу

Астрономы зафиксировали три вспышки сверхновых. На сей раз ученым помогло "световое эхо" - эффект, подтверждающий слова фантаста Курта Воннегута: свет теперь недостаточно быстр для вселенских путешествий

Творец не спеша возжигает звезды, и вращает земной волчок, поглядывая на атомные часы – не опоздать бы к Рождеству, а то ведь люди - существа, прямо скажем, недалекие в космическом масштабе, усмотрят в этом какой-нибудь подвох, начнут громоздить одну на другую заумные теории, и бедняге Эйнштейну вновь достанется. Эти земные невежи не смогли выдумать ничего лучше "относительности", а ведь дело тут в элементарной пунктуальности, что поделаешь, ведь даже Создатель может опоздать – в конце концов, старому джазмену нелегко скакать из одной тональности в другую, тут нужно протрубить конец света, вдохнуть, и тотчас пустить озорную трель в теме жизни на Марсе – выдох – и снова Большой Взрыв, и снова придется собирать горячие головешки молодых планет и расставлять их, как следует, на нотном стане, а затем впопыхах искать скрипичный ключ Млечного пути… Немыслимо!

Людей можно понять – эхо вселенского джаза доходит до провинциальной Земли с большим опозданием, человечество ликует, как таежный меломан, заполучивший пластинку сладкоголосой эстрадной дивы, которая, может быть, уж давно отпела свое и канула в недра фабрики по переработке силикона. Этот восторг простителен. Как-никак, эволюция продолжается.

И вот – новый хит! На днях астрономы наблюдали вспышки сверхновых: мощный взрыв, море плазмы и прочие атрибуты галактической катастрофы, все по-настоящему, только "в записи". Взрыв произошел примерно 600 лет назад, но свет принес эту весть к земной орбите чрез облака космического газа лишь сейчас.

"Световое эхо" сродни обыкновенному, акустическому (хотя, неизвестно, какое из них считать обыкновенным) – свет блуждает среди небесных тел и крупиц пыли, тонет в пустоте, потом вдруг натыкается на какой-нибудь крупный объект и отражается, стремится вспять, в конце скитаний возвращается туда, где впервые вспыхнул, пред ясные очи новых поколений. Короче говоря, иногда история, устав от эпических полотен, устраивает слайд-шоу.

Этот феномен астрономы открыли, изучая темную материю в Магеллановых облаках. Исследователи сравнивали снимки разных лет и вдруг обнаружили неожиданные, совершенно необъяснимые различия. Ученые догадывались, что темная материя способна рассеивать свет, однако о существовании "светового эха" тогда никто и не думал.

"Мы открыли его интуитивно", - говорит астроном Кем Кук.

Свет метался меж пылевых облаков, и а команда Кука прилежно разбирала геометрию "светового эха". В их модели отражение имеет форму дуги – это, объясняет Кук, связано с тем, что наблюдатель – то есть, землянин у окуляра – и звезда располагаются внутри огромного (разумеется, воображаемого) эллипса.

Таким образом, заключают ученые, мы можем увидеть небосвод, скажем, глазами Кеплера, или даже китайских звездочетов. Нужно только вовремя поймать отражение.

Кстати, Большое Магелланово Облако находится в 160 тыс. световых лет от Земли. Тем не менее, астрономы утверждают, что они наблюдали взрыв сверхновой, произошедший всего несколько столетий назад. Разве это возможно? Разве есть во Вселенной что-то, что обгоняет свет? "Нет, нет, законы физики остаются в силе, - успокаивает Кук. – Мы наблюдали, как перемещается отражение, но вовсе не физический объект".

Так что, история и дальше будет блуждать во вселенских зеркалах, огибая законы физики и удивляя всех, кто способен мыслить.

Кстати, задолго того, как Кем Кук, оторвавшись от окуляра, возопил "Эврика", писатель Курт Воннегут уже придумал кое-какое объяснение, чтобы уберечь ученых от истерики: "Когда-то свет был самой быстрой штукой на свете, а теперь его место на свалке истории вместе с дилижансами… Отныне физики, исследующие тайны Космоса, должны принимать во внимание не только энергию, материю и время, но нечто новое и прекрасное - человеческое сознание".