Во Вселенной обнаружена единственная негаснущая звезда

Ученые выявили в созвездии Гончих Псов сверхновую звезду, которая должна была уже давно погаснуть. Но, не взирая на все законы космоса, ее свечение не становится слабее с течением времени

Фото NASA

Вселенная открывает любопытным землянам все новые и новые секреты. И иногда такие, которые буквально шокируют ученых. Если недавно была открыта самая незаметная галактика, то теперь астрономы выявили ярчайшую сверхновую звезду, чье свечение в рентгеновском спектре, не взирая на все законы космоса, необъяснимым образом не становится слабее с течение времени, сообщает немецкий журнал Spiegel. Изучение этого феномена позволяет исследователям увидеть то, что 16 тыс. лет назад происходило со звездой, которой уже нет.

Обычно космические гиганты, чья масса в десятки раз больше массы Солнца, погибают при мощнейшем взрыве: когда в их недрах расходуется весь материал для ядерного синтеза, собственная сила тяжести приводит колоссы к тому, что они разваливаются. После чего следует мощнейший взрыв, который выбрасывает вещество внешних слоев звезды во Вселенную, оставляя только сжатое ядро. Такие сверхновые отличаются сильнейшей яркостью, а их излучение может пронизывать целые галактики. Однако уже через десять дней свечение становится вдвое слабее как в области видимого света, так и в других частях спектра.

Сверхновая SN 1979C обнаруживает совсем иные свойства, которые еще не встречались землянам при исследовании космоса. Видимый свет звезды с 1979 г., когда он впервые достиг Земли, стал в 250 раз слабее. Однако по уровню своего рентгеновского излучения светило до сих пор является одним из самых ярких объектов в галактике M100 в созвездии Гончих Псов. Об этом в специализированно издании "Astrophysical Journal" сообщает группа исследователей из NASA под руководством Стивена Имлера.

Наблюдения, производимые при помощи телескопа "XMM-Newton" Европейской организации по изучению и освоению космического пространства, показали, что рентгеновское излучение SN 1979C на протяжении прошедших со дня ее открытия 25-и лет является постоянным. Причина такого явления пока остается неизвестной, однако феномен позволяет ученым заглянуть в далекое прошлое звезды.

На сегодняшний день известно, что перед тем, как гигант взорвался, он в течение миллионов лет рождал ветра частиц, которые распространялись по Вселенной. Взрывная волна сверхновой настигла этот солнечный ветер и нагрела его на многие миллионы градусов, пишет Spiegel. Появившееся при этом рентгеновское излучение и позволяет специалистам воссоздать картину активности космического тела, которая происходила за 16 тыс. лет до взрыва. Ученые определили плотность газа и вычислить, что некогда звезда была в 18 раз тяжелее Солнца. "Это излучение сделало возможным для нас изучать все аспекты взрыва звезд так детально, как это еще никогда не делалось, – говорит Иммлер. – Вся важнейшая информация, которая обычно исчезает через несколько месяцев, все еще уникальным образом остается доступной для нас".