Вольный ветер принес Агджу обратно за решетку

Террорист Мехмет Али Агджа, некогда покушавшийся на жизнь Папы Римского Иоанна Павла II и досрочно освобожденный из стамбульской тюрьмы чуть более недели назад, возвращается за решетку. Свобода ему великовата


ФОТО: AP



Вина утянула турецкого террориста, столь эффектно вышедшего на свободу чуть более недели назад, обратно, в омут неволи. Али Агджа, некогда покушавшийся на жизнь понтифика Иоанна Павла II, водворен в стамбульскую тюрьму – власти явно поторопились выпускать раскаявшегося преступника в свет. Об этом говорили и раньше – в тот день, когда Агджа неожиданно вышел на свободу, многие недоумевали, как же так, теперь человек, поднявший руку на папу римского, будет привольно разгуливать среди нас, в своем ли уме вы, судьи и тюремщики? Но ведь Агджа уже давно признал свою вину, и тысячу раз оплакал свою первую жертву – турецкого журналиста Абди Ипекчи, которого он убил в далеком 1979-м, и корил себя за все грабежи и разбои, совершенные в юные вольчи годы. А когда понтифик навестил Агджу в итальянской тюрьме, и простил его, тот словно просветлел, и с тех пор тихо нес светлую муку.

И вот, 12 января сего года, поседевший, чуть высохший, но в целом почти не изменившийся, Агжда вышел на свободу. Он не производил впечатления измученного или надломленного человека. Казалось, будто он, убийца, заговорщик, террорист, пережил ровно столько, сколько ему на роду было написано пережить, и теперь спокойно, со знанием дела, открывает новую жизнь. Агджа и в самом деле знал, что ему предстоит. Он собирался написать книгу о Папе, раскрыть тьму секретов, и, среди всего прочего, тайну своего преступления. Его взгляд, устремленный к репортерам, словно сообщал всему миру через диоптрии газет: я прав, прав понтифик, прав суд, и все, что мне нужно – это рассказать вам правду.

Однако все его замыслы разом смел закон. У ворот тюрьмы террориста подхватил вольный ветер, понес по городу, по широким экранам, поволок по улицам в ворохе передовиц, покружил над миром, да и бросил обратно в темницу.

Когда восторги поутихли, министр юстиции Турции Джемиль Чичек заявил, что дело Агджи будет пересмотрено. Он обратился в Кассационный суд с просьбой дать правовую оценку решению стамбульских коллег (напомним, что суд Стамбула постановил досрочно освободить Агджу).

Вердикт был строг: террорист должен вернуться в заключение. Сказано – сделано. Он выйдет на свободу не раньше 2014 г., заявил главный прокурор Кассационного суда Нури Ок. "Принятое Кассационным судом решение соответствует процессуальным нормам. У меня к нему нет возражений, поэтому я сразу его подписал и направил для производства в прокуратуру стамбульского района Картал", - добавил прокурор.

Этот вердикт будет окончательным, так что больше "переигрывать" освобождение не придется – когда Агджа отсидит свой срок, он станет свободен раз и навсегда, если, конечно, не возьмется за старое, что, впрочем, маловероятно.

Джемиль Чичек отметил, что стамбульский суд допустил ряд ошибок в рассмотрении дела Агджи. Причем не столько юридических, сколько математических. Министр предлагает свою арифметику – проще некуда.

В итальянской тюрьме террорист провел 19 лет и один месяц, затем его экстрадировали в Турцию и посадили в родные казематы. Между тем, до покушения на понтифика Агджа уже был осужден на пожизненное заключение в Турции за убийство Ипекчи, однако, в 1981 г., не отсидев и двух лет, сбежал при содействии товарищей из организации "Серые волки". Пожизненный приговор постепенно выцвел до 20 лет, затем срок сократился вполовину, и вот – Агдже пожаловали досрочное освобождение. И тотчас же снова упрятали за решетку, словно милость была ошибкой.

Выбор читателей