Очумелые ручки лепят образ врага

Какие силы стоят за диверсией на газопроводе? Каковы цели, преследуемые ее организаторами? Насколько адекватно восприятие ситуации тбилисскими властями? На эти и другие вопросы "Yтру" ответили известные политики и политологи


ФОТО: AP



После диверсии в ночь с 21 на 22 января на магистральной и обходной нитках газопровода на территории Северной Осетии, а также подрыва линии электропередач в Карачаево-Черкесии временно прекратилась подача газа и электроэнергии на территорию Грузии. Михаил Саакашвили тут же заявил, что российская сторона применила газовый шантаж. По сути, то, как оценили произошедшее в Тбилиси, выглядит обвинением России в государственном терроризме.
Когда готовилась эта публикация, ни одна из террористических структур не взяла на себя ответственность за взрывы. Та какие же силы стоят за экономической диверсией на юге России? Каковы цели, преследуемые организаторами и устроителями этих акций? Насколько адекватно восприятие ситуации тбилисскими властями? На эти и другие вопросы "Yтру" отвечают известные политики и политологи.

Вице-спикер Государственной думы Сергей Бабурин:
К заявлению МИДа трудно что-либо добавить. Истерическая позиция грузинских властей настолько отдает откровенной шизофренией, что трудно что-либо комментировать. Все, что ни происходит, в Тбилиси готовы представить как происки Кремля. Осталось, как известному персонажу, с криками "Красные идут!" выпрыгнуть в окно. Но до этого, скорее всего, Саакашвили не дойдет.
Трудно комментировать действия официального Тбилиси, поскольку трудно себе представить более несамостоятельное правительство. Члены этого правительства, которые совершенно официально получают зарплату от своих американских хозяев, в любом случае – временщики на грузинской земле. Грузинской экономики как таковой не существует, это благотворительный проект американцев.
Мы уверены, что правоохранительные органы найдут организаторов подрывов на газопроводе.

Директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов:
Саакашвили демонстрирует безответственность. Подобного рода заявления хоть и характерны для эмоциональных грузин, но Саакашвили ведь президент страны, которому приходится работать с мировыми лидерами. Он, безусловно, должен был вести себя ответственнее. Однако с эмоциональной точки зрения, действительно, для простого человека странной выглядит такая синхронизация разного рода диверсий в разных республиках. После "газовой войны" с Украиной может сложиться впечатление, что Россия хочет показать Тбилиси, может ли Грузия жить без России и что будет с ней в случае роста северокавказского терроризма и дестабилизации ситуации в регионе. Такое совпадение кажется странным даже для нас, живущих в Москве. Вместе с тем, не исключен фактор реальной террористической деятельности тех, кто желал бы дестабилизировать ситуацию на Кавказе в интересах тех же ваххабитов, действующих на Северном Кавказе, и поссорить Грузию и Россию. Кроме того, существуют силы за рубежом, которым было бы интересно такое осложнение отношений. Им не так сложно профинансировать подобного рода террористическую деятельность, тем более что на Северном Кавказе она стоит дешево. Поэтому сегодня, в условиях недостатка информации, трудно давать оценки, но подобная деятельность – в интересах сил, стремящихся дестабилизировать Северный Кавказ.
И все же я думаю, что эта акция вряд ли приведет к ухудшению мнения о России в массе населения Грузии. Может быть, какой-то временный всплеск. А вот для политиков каждый такой шаг и каждое безответственное заявление не остаются без последствий.

Руководитель Информационно-аналитического центра парламента Республики Северная Осетия-Алания Фатима Хабалова:
Я разделяю точку зрения о том, что за этими акциями стоит некая "третья сторона", которая заинтересована в обострении отношений между Россией и Грузией. То, что произошло, в равной степени касается населения России и Грузии. Если Грузия параллельно страдает от того, что мерзнет, то мы, вне всякого сомнения, несем определенный политический урон. Есть конкретные люди, которые заинтересованы в эскалации напряженности в регионе. Им чем хуже, тем лучше. Другое дело, что надо иметь возможности, материальные и интеллектуальные ресурсы, чтобы вовремя их вычислять и превентивными мерами мешать реализовывать подобные акции. Если здесь затрагиваются уже международные связи, то я не удивлюсь, если были задействованы определенные силы международного масштаба. Это процессы геополитического характера, которые имеют такое практическое преломление в определенных зонах. Кавказ превратился в регион, на котором сосредоточено внимание экстремистских сил.

Полномочный представитель президента Республики Южная Осетия в Москве Дмитрий Медоев:
В Грузии есть силы, которые вообще не желают российского присутствия на Кавказе – ни военного, ни политического, ни экономического. Препятствия России создают именно они, а техническими исполнителями могут быть кто угодно. Могут подключить и тех, кто сидит в Панкисском ущелье. Это вполне могла сделать сама грузинская верхушка, чтобы воспрепятствовать соглашениям, которые наклевывались с Россией, или чтобы получить причину полного разрыва с Россией. Им нужно выставить Россию как агрессора, играющего не по правилам, свернуть с ней экономическое сотрудничество, переключиться на иранский или какой угодно газ. В Тбилиси хотели таким образом получить свободу действий.
Саакашвили вообще нельзя никак воспринимать. Он показал свою полную несостоятельность как политик. Вы еще не знаете заявлений Саакашвили и его окружения, которые не выходят на российскую прессу, а предназначены для "внутреннего пользования" в Грузии. Ужасно. Это просто каменный век.
Южная Осетия закупает газ в России, пользуясь транзитными коммуникациями, которые проходят через территорию Грузии. Естественно, диверсия стала ударом и по Южной Осетии в самый разгар зимы, которая выдалась очень суровой. Все произошло абсолютно неожиданно и стало большим ударом для населения Южной Осетии.

Лидер движения "Самегрело", политолог Александр Чачия:
Меня неприятно поразили попытки некоторых грузинских чиновников и парламентариев возложить вину за взрывы на руководство России. Понятны политические мотивы таких попыток – им нужно лепить образ внешнего врага в лице России и этим оправдывать внутренние трудности. Метод давний и испытан еще Шеварднадзе. Но даже в абсурде должна быть какая-то логика. А где логика в утверждениях, что Россия, якобы, на собственной территории взрывает трубопровод, тратит огромные силы и средства на его восстановление, терпит убытки. Для чего? Если верить грузинским деятелям, то только ради наказания Грузии. Но если бы было желание наказать, то цену на газ повысили бы не до $110, а до $250. И вопрос был бы решен. Более того, после взрыва Россия оперативно увеличила поставки газа в Азербайджан, чтобы оттуда он поступал в Грузию. Я знаю, что здравомыслящая часть грузинского общества (а таких абсолютное большинство) правильно оценивает ситуацию и обеспокоена попытками некоторых политиканов еще более осложнить российско-грузинские отношения. Российской стороне надо понимать, что эти политиканы сделали свою карьеру и заслужили поддержку ряда зарубежных структур именно своей русофобией и патологической ненавистью к России. Если российско-грузинские отношения улучшатся, эти политиканы потеряют все и окажутся никому не нужными. Поэтому они готовы выдвигать самые абсурдные обвинения в адрес России, рискуя выглядеть идиотами в глазах собственного народа, но зато быть замеченными и одобренными своими заокеанскими покровителями.
За взрывами, на мой взгляд, стоят северокавказские группировки, которые заинтересованы в том, чтобы навредить России и принести ей убытки, а заодно и Грузии. Меня поражает моментальная готовность руководства Грузии и ряда представителей политических партий ухватиться за любую беду, общую российско-грузинскую беду, и направить все это против России. Политика Москвы в целом в последнее время бывает странной и непонятной, но в данном случае несколько ироничная реакция по поводу заявлений Тбилиси может быть оправданна – иначе трудно реагировать на тот вал, который несется из Тбилиси. Была бы неадекватной серьезная реакция на выкрики политиканов – тем самым в Москве демонстрировали бы, что кто-то воспринимает такие обвинения грузинского руководства всерьез. С другой стороны, я по-прежнему стою на той позиции, что до тех пор, пока Россия не выдвинет достойный внешнеполитический проект, покрывающий евразийское пространство, внятности и ясности в политике России в отношении бывших республик Советского Союза не будет.

Вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов:
Силы, которые совершили эти диверсионно-террористические акты, – те же, кто стоит за предыдущими акциями, которые привели к гибели людей. Это внутренние антироссийские силы и те, кто курирует их и управляет ими из-за рубежа. Террористические группы сегодня изменили тактику. Террористы выбирают те объекты, которые являются наиболее слабо охраняемыми, а с другой стороны – которые принесут результат. Подрыв газопровода и линии электропередач сильно бьет по престижу России, представляя ее как ненадежного партнера, который не может обеспечить безопасность доставки энергоносителей в тяжелых зимних условиях соседним странам. Это рождает антироссийские настроения, особенно в Грузии. Цель – обострить и без того сложные отношения между этими странами и возбудить антироссийские настроения в Армении.
Есть заказчик, организатор и непосредственный исполнитель этих взрывов. Можно выявить непосредственного исполнителя и выйти на организатора. Но выйти на заказчика крайне сложно, почти невозможно. Его мы, скорее всего, так и не узнаем.
В заявлениях Саакашвили нет ничего нового или необычного. На антироссийской политике он пришел к власти, получив американскую поддержку. Эту же установку он выполняет и сегодня, используя любой повод для нагнетания антироссийских страстей. Чего от него ждать, кроме этого? Он не станет пророссийским по определению. Если вдруг начнет демонстрировать какую-то лояльность по отношению к России, то получит оппозицию уже внутри своего окружения и экстремистских сил, и получит пинок из-за океана. Он делает то, что ему предписано. Жаль, что он не получает должного отпора.

Директор Института политических исследований Сергей Марков:
Наиболее вероятный организатор этих терактов – террористы, которые неоднократно пытались взрывать газопроводы в регионе: на территории Дагестана, Ставропольского края, Калмыкии и т.д. Если в Грузии будет большая война, то главной силой, которая окажется в плюсе, будут именно террористы. Если война начнется с агрессии Грузии против Абхазии, туда массированно поедут добровольцы из разных республик Северного Кавказа. С большой вероятностью, они вернутся назад организованными в военном смысле. И джамаатам будет с ними легко сотрудничать. Это приведет к серьезной дестабилизации и ослаблению государственных институтов. Поэтому в главном выигрыше от диверсий, которые произошли, оказывается радикальный исламизм. Еще выигрывают "партии войны". Наиболее сильная "партия войны" в Тбилиси; более слабые есть и в Абхазии, и в Москве.
Реакция Саакашвили – высочайшая степень неадекватности. Этот человек создал режим личной власти, который базируется на министерстве обороны и министерстве безопасности. Это военный режим личной власти. Саакашвили рвется к войне, и остановить его могут только американцы.
Я считаю, что российская сторона выбрала правильную интонацию. Но мне кажется, что в заявлении МИДа не хватает фразы о том, что российская сторона выражает озабоченность жесткими фразами, которые являются подготовкой к началу колониальной операции против абхазского и осетинского национального меньшинства Грузии. Конечно, Саакашвили должен извиниться перед Россией, но не сделает этого.

Выбор читателей