Шедевры Караваджо пылились в каморке органиста

В маленьком французском городке найдены ранее неизвестные полотна знаменитого итальянского живописца. Они провисели на хорах местной церкви два столетия, прежде чем их заметили искусствоведы


ФОТО: Нln.be



Сенсационная находка была сделана французскими искусствоведами в захолустном городишке Лош (департамент Эндр и Луара, центральная Франция). Две потемневшие от времени картины, провисевшие уже не одно столетие на хорах местной церкви св. Антония, оказались прежде неизвестными шедеврами знаменитого итальянского живописца Микеланджело Караваджо.

Как это часто бывает, открытие было совершено в общем-то случайно. Как-то раз куратору местного музея пришло в голову взобраться на церковные хоры. В каморке органиста внимание музейщика привлек старинный герб, красовавшийся на рамах висевших на стене картин. Проведя специальные разыскания, он выяснил, что герб принадлежал герцогу Максимильену де Бетюну, министру при дворе Генриха IV и известному собирателю искусства. Бумаги герцога, хранящиеся в парижском архиве, свидетельствовали, что среди его многочисленных знакомств в артистической среде был и Караваджо.

Будучи в Риме, де Бетюн приобрел четыре полотна итальянского художника. Их дальнейшая судьба оставалась до последнего времени неизвестна. Новое открытие проливает свет на эту загадку. Эксперты, установившие подлинность найденных в Лоше картин, не сомневаются, что именно их герцог упоминает в своих записках. На одном из холстов Караваджо изобразил "Путешествие Иисуса в Эммаус", на другом - "Апостола Фому, влагающего перст в рану Христа". Оба сюжета были использованы художником в других своих работах - в "Ужине в Эммаусе" (1601), хранящемся в Национальной галерее в Лондоне, и в "Фоме неверующем" (1602-1603), украшающем дворец Сан-Суси в Потсдаме. Как говорят искусствоведы, вновь открытые полотна Караваджо - это именно варианты, а не копии известных ранее картин. Анализы холста и пигментов подтверждают, что обе картины были написаны в начале XVII века.

Впрочем, некоторые специалисты отнесли к известию о находке новых шедевров Караваджо довольно скептически. Бывший директор Лувра Пьер Розенберг, например, полагает, что находки являются добротными ранними копиями: они слишком мало отличаются от предполагаемых оригиналов, чтобы считаться вариантами, а копий Караваджо не делал никогда.

Микеланджело Меризи да Караваджо родился в 1570 г. в Ломбардии, а большую часть жизни провел в Риме. При жизни он пользовался известностью не только как талантливый живописец, но и как отчаянный бретер. Он был вынужден навсегда покинуть Вечный город после того, как убил своего соперника на дуэли. Умереть в своей постели Караваджо было не суждено: июльским Yтром 1610 г. его тело нашли на одном из тосканских пляжей. Кто нанес ему смертельный удар, так и осталось тайной.

Выбор читателей