Возрождаются спецхраны для вредных книг

В пятницу правозащитники и члены Общественной палаты призвали запретить книги экстремистского и ксенофобского содержания. В список войдут два десятка трудов основоположников фашизма и национализма




Одной из самых острых проблем (и самых громких) в стране за последнее время стал рост экстремизма и ксенофобии. Пожалуй, даже больше беспокоит ксенофобия. Такая, знаете ли, латентная, домашняя, которая вроде никуда не вылезает, но при случае готова прорваться всем известным восклицанием: "Понаехали тут!".

В пятницу в ходе круглого стола в Госдуме правозащитники и члены Общественной палаты призвали наложить запрет на книги экстремистского и ксенофобского содержания. В первоначальный список войдут, как ожидается, примерно два десятка произведений основоположников фашизма и национализма. Далее, по мере появления новых книг подобного рода, этот список будет пополняться. Специальная экспертная комиссия станет решать, может ли эта литература свободно распространяться.

После резни в московской синагоге, устроенной 19-летним Александром Копцевым, который, кстати, признан психически вменяемым, психолингвистической экспертизе подверглись книги, обнаруженные у него дома. Большинство из них эксперты признали антисемитскими. Специалисты особенно отметили "Удар русских богов" академика некой "Арийско-русско-славянской академии" Владимира Истархова, где единственным вариантом борьбы против жидомасонской мафии, стремящейся к мировому господству, называется "восстание русских и уничтожение евреев".

Как пишут "Новые Известия", в ходе очередного раунда обсуждений поправок в закон "О противодействии экстремистской деятельности", прошедшего на Охотном Ряду в пятницу, было озвучено предложение законодательно запретить книги, сеющие в обществе вражду и нетерпимость. С этой инициативой от имени Общественной палаты выступил известный московский адвокат Генри Резник. По его словам, создание базового списка запрещенных в России книг значительно упрощает процедуру доказывания их вредоносности в ходе процессов по делам о разжигании межнациональной розни. Он считает, что "ядро" экстремистской литературы существует уже не одно десятилетие, и во многих странах распространение такого рода изданий запрещено.

Г-н Резник привел примеры Франции и Германии, где на законодательном уровне запрещено обсуждение достоверности таких общепризнанных фактов, как Холокост.

Собственно, это "ядро" давно всем известно – "Майн кампф" Адольфа Гитлера, труды Альфреда Розенберга и "Протоколы сионских мудрецов". Как заявил Г.Резник, эти книги должны быть помещены в спецхраны, чтобы доступ к ним имел лишь узкий круг лиц.

Как сказал адвокат, список запрещенной экстремистской литературы должен быть открытым и постоянно пополняться. Как только выходит в свет новая книга националистического содержания, через суд, на основании научно обоснованного мнения экспертов она должна вноситься в черный список.

С Генри Резником согласен глава Московского бюро по правам человека Александр Брод, также участвовавший в заседании круглого стола. По его мнению, базовый список книг, подлежащих запрету, должен состоять из 20–30 произведений – с возможностью дальнейшего дополнения.

Кроме книг Гитлера, Розенберга и Юргенса Графа, утверждавшего, что крематории предназначались вовсе не для евреев, г-н Брод назвал произведения некоторых отечественных авторов. К ним, по его словам, относятся тексты Олега Платонова, Михаила Назарова, Бориса Миронова, Григория Климова. Но одной из самых опасных книг, по мнению г-на Брода, является произведение "Расология" Владимира Авдеева. Напомним, что именно эта книга вызвала резкий протест правозащитников, когда обнаружилось, что она свободно продается в магазинах Москвы и Петербурга.

Правозащитник А.Брод уточнил, что разрабатываемое нововведение не будет распространяться на художественные произведения.

Выбор читателей