Англичане продолжат поддерживать демократию в России

Великобритания внимательно изучает новое российское законодательство об НПО и намерена продолжить финансирование неправительственных организаций в России, заявил вчера британский посол в России Энтони Брентон




Великобритания продолжит финансирование неправительственных организаций в России, заявил вчера в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" посол Соединенного Королевства в Москве Энтони Брентон. "Мы твердо намерены продолжать эту работу, поскольку твердо верим, что она приносит пользу не только России, но и Великобритании. Наше открытое финансирование НПО в России способствует развитию демократии в вашей стране", – сказал он.

Особенно порадовало посла прозвучавшее на вчерашней пресс-конференции Владимира Путина заявление о том, что никаких претензий к неправительственным организациям президент не имеет – главное, чтобы они сохраняли независимость и не превращались в объект манипуляций "неких кукловодов за границей". Нельзя использовать НПО в качестве инструмента политики на территории другого государства, отметил Путин, пообещав при этом, что государство будет поддерживать неправительственные организации, которые "нужны обществу как контроль за деятельностью самого государства".

"Мы разделяем взгляд президента Путина на то, что здоровый, сильный сектор НПО является непременным залогом здоровой, сильной демократии, – сказал Энтони Брентон. – И мы согласны, что финансирование должно быть прозрачным". Великобритания внимательно изучает новое российское законодательство об НПО и надеется, что оно будет применяться таким образом, чтобы "способствовать развитию НПО, а не подавлять их", добавил посол. По словам Брентона, в бюджете Соединенного Королевства отдельной статьи на поддержку неправительственных организаций нет, как не существует и отдельной статьи на финансирование российских НПО. После шпионского скандала Великобритания еще раз проверила свою работу с неправительственными организациями, в том числе Московской Хельсинкской группой – на предмет прозрачности этой деятельности. Все проекты и поддержка, осуществляемая британской стороной, абсолютно открыты и доступны для общественности, подчеркнул посол. В то же время, по словам Брентона, никаких официальных представлений в связи со шпионским скандалом в Лондон из Москвы не поступало.

В свою очередь, Владимир Путин заявил о том, что намерен лично обсудить эту историю с британским премьером. Однако совершенно очевидно: ссориться с Великобританией в этой связи никто не собирается. Конечно, российские парламентарии немного пошумели, призвав Запад осудить виновников этой истории, однако показательна в этой связи все же реакция самого президента. Даже в отношении дипломатов, уличенных в шпионаже, он высказывался весьма снисходительно: дескать, зачем высылать этих шпионов – пришлют других, поумнее. "Пускай сидят, занимают место в резидентуре", – заявил Путин на той же пресс-конференции, выразив уверенность в том, что эта ситуация "не приведет к понижению уровня нашего взаимодействия с Великобританией". Позиция российских властей состоит в том, чтобы не нагнетая обстановку и не портя отношения с партнерами по международному сотрудничеству, добиться взаимного уважения с этими партнерами.

Таким образом, российское руководство смогло извлечь из шпионского скандала максимум дивидендов. Во-первых, главных критиков закона об НПО, обвинявших – в том числе, и с трибуны ПАСЕ – Россию в том, что закон не соответствует "евростандартам", поставили на место, наглядно продемонстрировав, зачем нужны подобные нововведения. Как говорится, "ничего личного", поскольку подобные меры не превышают пределов "необходимой самообороны". Тем более что и на Западе подобные механизмы существуют, а российский закон был согласован с западными экспертами. Во-вторых, куда практичнее показать всему миру, что никаких "репрессий" не только против инакомыслящих, но даже против их возможных спонсоров в демократической России быть не может. Риторика в духе "везде одни враги", "проклятый Запад", "долой" и "не учи ученого", скорее, подошла бы Лукашенко – но никак не президенту Путину, который, апеллируя к таким тонким дипломатическим материям, как "взаимоуважение", четко обозначил свое нежелание столкнуться с подобными безобразиями в дальнейшем. Кстати, Путин вчера еще раз сформулировал свой принцип в политике, проведя параллели с дзюдо: "Лозунг дзюдо хорошо известен тем, кто занимается этим видом спорта: гармония с окружающим миром и с самим собой. Это очень важный фактор для достижения цели в любой сфере".

Пожалуй, меньше всего в этой истории повезло правозащитникам, которым теперь придется отмываться в судах от клейма "подопечных западных разведок". Доверие определенной части общества к ним, может, и подорвано – но, если разобраться, эта же часть общества наверняка и ранее не питала к правозащитникам особых симпатий. Зато теперь у всех "потерпевших" появится множество поводов и возможностей для пропаганды своих идей, ценностей и задач – что в плане просвещения российского общества на самом деле может оказаться вовсе даже не лишним.

Выбор читателей