Буш – ум, честь и совесть нашей эпохи

Подходы президентов России и США к вопросу борьбы с международным терроризмом (а в этой области позиции обеих стран до недавнего времени были достаточно схожими) на этот раз оказались весьма далекими


ФОТО: AP



Необычайно любопытно сравнить недавнюю пресс-конференцию Владимира Путина с ежегодным обращением Джорджа Буша к нации в стенах Конгресса США. Ответы на вопросы журналистов, которые касались широкого спектра проблем, заведомо ставили российского президента в менее выгодные условия – ему необходимо было кратко и емко осветить соответствующую проблему, дать компетентный анализ ситуации, предложенной тем или иным корреспондентом. Буш, обращение которого готовилось спичрайтерами в течение длительного времени, не был ограничен в своем выборе, мог проявить ораторские способности, подготовить эффектные пассажи и пафосные репризы.

Тем не менее, оба президента, выступившие практически в одно и то же время, говорили о схожих проблемах, поскольку ключевые вызовы и угрозы, стоящие перед мировым сообществом в целом и пред каждой из двух стран в отдельности, приблизительно одинаковы. Это выработка экономической стратегии и совершенствование социальной сферы, которые должны обеспечить рост благосостояния граждан, а также борьба с внешними угрозами, в первую очередь с терроризмом, грозящим захлестнуть весь мир. Некоторые проблемы президенты предлагают решать схожими методами. Так, в России намечены первоочередные направления деятельности в разных областях, получившие название национальных проектов. Буш предложил нечто похожее, а именно – подготовить 70 тыс. преподавателей старших классов по программам продвинутых курсов математики и естественных наук, с тем чтобы повысить уровень образования школьников, а также удвоить в течение 10 лет федеральные ресурсы на фундаментальные исследования в физике и сделать постоянным налоговые льготы на исследования и разработки. Оба президента говорили и об угрозах энергетической безопасности. Россия предложила создать ряд центров, которые могли вырабатывать ядерную энергию, а Соединенные Штаты, обеспокоенные своей энергозависимостью от стран Ближнего Востока, собираются увеличить использование солнечной, ветровой и ядерной энергетики, а также вложить значительные средства в исследование методов производства этанолового топлива для автомобилей.

Однако подходы двух президентов к вопросу борьбы с международным терроризмом, до недавнего времени бывшие достаточно схожими, на этот раз оказались весьма далекими. Обращение Буша было апофеозом идей свободы и демократии, которые, по его мнению, являются наиболее действенным инструментом в противостоянии террористическим угрозам. Буш заявил, что "диктатуры предоставляют убежище террористам, сеют враждебность и радикализм, стремятся завладеть оружием массового поражения", тогда как в демократических обществах соблюдаются права человека, уважение к правам граждан других стран, что делает возможным совместную борьба с террором. Глава Белого дома добавил, что "каждый шаг к свободе в мире делает нашу страну безопаснее, поэтому бы будем отважно бороться за дело свободы. Остановить успешное продвижение свободы невозможно, однако некоторые люди изо всех сил пытаются бороться против нее". Далее американский президент назвал основной источник террористической опасности – радикальный исламизм. Цель террористов, извращающих "великую религию" и пытающихся превратить ислам "в идеологию террора и смерти", – "сломить нашу волю, и позволить насилию завладеть всем миром". Для этого они и совершают "убийство детей в школе в Беслане, или взрывают пассажиров в Лондоне, или отрубают голову связанному заложнику". Однако, добавил Буш, "мы любим нашу свободу и готовы сражаться за нее". Именно поэтому "невозможно обеспечить безопасность, отказавшись от своих принципов и отступив в пределы национальных границ. Даже если мы оставим жестокого врага в покое, он не прекратит своих атак на нас. Он просто перенесет поле боя на нашу собственную территорию. Отступление не принесет нам мира. В отступлении нет чести. Позволив радикальному исламизму навязать свою волю – оставив находящуюся под нападением страну один на один с врагами – это будет сигналом всем, что мы сами больше не верим в собственные идеалы, и даже в собственное мужество".

Американский президент еще раз предстал перед миром крестоносцем, призывающим нести свои идеи огнем и мечом. Он признал, что в результате выборов в Ираке, Ливане и Палестинской автономии к власти пришли представители исламских движений, враждебных Западу, однако сообщил, что от правительств этих стран можно добиться больших свобод своим гражданам. Буш призвал ХАМАС отказаться от идеологии террора и признать государство Израиль, а затем обрушился на Иран, который является спонсором терроризма и представляет опасность "своими ядерными амбициями".

Россия, в отличие от США, не считает ХАМАС террористической организацией. Что касается Ирана, руководство нашей страны призывает к продолжению диалога и выступает на международной арене в качестве буфера между странами Запада и своим азиатским соседом. Ну и кроме того, Россия не видит панацеи от террористических угроз в насильственном распространении демократии по всему миру.

Таким образом, Россия, отказываясь идти в фарватере американской политики, выглядит в глазах граждан США защитником тоталитарных исламских режимов. А дальше, путем несложной экстраполяции, она причисляется к странам, в которых не все в порядке с демократией.

Выбор читателей