В московском метро помянули жертв теракта

В московском метро отметили траурную дату - два года назад на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в 08:40 произошел теракт, погибли 42 человека, более 200 получили ранения


фото: РИА "Новости"



В московской подземке сегодня отмечают траурную дату – ровно два года назад на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в 08:40 произошел теракт, погибли 42 человека, более 200 получили различные ранения. Террорист-смертник, ехавший в этом вагоне, подорвал закрепленное на собственном теле и начиненное металлическими предметами взрывное устройство. В час пик пассажиров было так много, что корреспондент "Yтра" тогда не смог войти в вагон этого поезда, и это, может быть, спасло ему жизнь.

Машинист совершил экстренное торможение, и поезд остановился в тоннеле, начался пожар. Весь тоннель был сильно задымлен. После взрыва в тоннеле начался пожар, ему была присвоена пятая, высшая категория сложности. Московские службы спасения эвакуировали пассажиров, людей выводили через кабину машиниста по путям в сторону станции "Автозаводская". Было выведено более 700 человек.

В ликвидации последствий взрыва и начавшегося затем пожара было задействовано около 50 пожарных расчетов, 10 спасательных отрядов, около 130 машин неотложной "скорой помощи" и автобусов для эвакуации пострадавших, в операции участвовали три отряда "Центроспаса" с вертолетом, отряды военных горноспасателей, сотрудники правоохранительных органов Москвы и столичного метрополитена.

Очевидцы трагедии, среди которых были и журналисты, говорили, что народу в поезде, который стал мишенью террористов, было так много, что далеко не все смогли в него войти, в вагонах была давка. Второй вагон, в котором произошел взрыв, сыграл роль "живого щита": взрывная волна завязла в толпе. Потом уже специалисты говорили, что если бы теракт был совершен не в самый час пик, пострадавших от взрыва было бы больше. "Двери (второго вагона) распахнуты, как крылья бабочки. Внутрь смотреть просто страшно, - говорил человек, ехавший в четвертом вагоне. - Дым пошел сразу же едкий, пассажиры дышали в шарфы и шапки". Некоторое время их не выпускали из вагона даже после остановки. Потом тоннель обесточили, машинист открыл двери, и люди двинулись к выходу, по пути встречая спасателей.

Как рассказал очевидец Дьяченко, ехавший на работу в предпоследнем вагоне, поезд остановился в тоннеле спустя секунды после взрыва. "Проехав лишь треть пути до "Павелецкой", поезд дернулся, послышался скрежет металла о металл, звон стекла, в нос мгновенно ударил запас горелой пластмассы, сразу погас свет, и состав встал, - сообщил он. - Тут же загорелся аварийный свет". По его словам, пассажиры сразу поняли, что это не просто авария. "Взрыв!", - закричали все. Послышались женские крики, плач, а мужчины стали вызывать по прямой связи машиниста, требуя "протащить поезд до станции и открыть двери". Дьяченко вспомнил, что машинист призвал людей не паниковать и открыл двери сначала с одной, затем с другой стороны. "Всем без паники, выходить с правой стороны и идти по путям в сторону "Автозаводской", - передал Дьяченко слова машиниста.

Машинист поезда Владимир Горелов указом президента России Владимира Путина награжден орденом Мужества. Как говорится в тексте указа, Горелов "высокопрофессионально оценил сложившуюся обстановку и, несмотря на то, что сам пострадал от взрыва, оперативно принял все необходимые меры по организации вывода пассажиров из тоннеля. Благодаря четким действиям В.Горелова удалось избежать паники и снизить число пострадавших".

Сотрудники МВД и ФСБ практически сразу же опубликовали фоторобот мужчины 30-35 лет с внешностью выходца с Кавказа. Незадолго до теракта он подошел к дежурной на станции "Автозаводская" со словами: "Подождите, будет вам праздник". И добавил нецензурное ругательство.

Следователям удалось установить и личность террориста-смертника. Как сообщила прокуратура Москвы, теракт совершил житель Карачаево-Черкесии Анзор Азрет-Алиевич Ижаев, 1983 года рождения. По данным следствия, он являлся участником незаконных вооруженных формирований и проходил подготовку в военных лагерях террористов. Впрочем, следствие по делу о теракте идет до сих пор, в минувшем декабре директор ФСБ Николай Патрушев заявил о ликвидации шести и задержании троих подозреваемых в причастности к совершению преступления.

Эксперты-взрывотехники установили, что в действие было приведено самодельное взрывное устройство: заряд смесевого взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Тротил использовался как дополнительный детонатор для основного заряда взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры. И, напомним, что для усиления поражающего эффекта в конструкцию устройства входили болты и шурупы.

Почти месяц потом работники метрополитена восстанавливали геометрию пути, энергонесущие кабели, отлаживали работу систем связи и железнодорожной автоматики. Через год после трагедии в вестибюле станции "Автозаводская" московского метро установили мраморную доску с именами погибших. Шестого февраля 2006 г. в 08:40 по всей московской подземке прошла минута молчания: выключили громкоговорители, а движущиеся в тоннелях поезда дали протяжные гудки в память о тех, кто так и не доехал до "Автозаводской" два года назад.

Фото с места событий

Список пострадавших

Свидетельства очевидцев

Версии. Подозреваемые.

Хроника теракта

Взрыв посеял хаос на улицах

Комментарии

Пожар в метро. Как спасти жизнь

Все теракты в московском метро

Выбор читателей