Вертикаль власти спускают по лестнице

В Госдуму внесен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Его принятие ликвидирует местное самоуправление в стране




В Государственную думу внесен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Если он будет принят, местное самоуправление в стране будет фактически ликвидировано.

В соответствии со ст.12 Конституции РФ местное самоуправление (МСУ) не входит в систему государственной власти. В пределах своих полномочий оно самостоятельно и должно обеспечивать самостоятельно решение населением вопросов местного значения. Для этого органы местного самоуправления, в частности, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью. В специально посвященной МСУ гл.8 Конституции особо отмечается, что "местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления". Причем структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. А изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только "с учетом мнения населения соответствующих территорий".

Однако закон о местном самоуправлении никак не может заработать в полном объеме. Долгое время его саботировали главы тех регионов, где исторически сложились непростые отношения между губернаторами и мэрами крупных городов. И те и другие избирались населением и потому считали, что именно они должны решать наиболее принципиальные вопросы местного значения. Наиболее серьезные конфликты возникали в случаях личной неприязни между губернатором и мэром столицы субъекта Федерации, ведь и тот и другой, как правило, восседали в самом крупном, нередко бюджетообразующем городе региона и хотели сполна насладиться теми властными полномочиями, которые ощутимо пополняли не только государственный, но и их собственный карман. Известно же, что на поклон к представителям власти местные бизнесмены редко ходят с пустыми руками. А идти на поклон им приходится довольно часто, так как ни одно существенное разрешение просто так, за красивые глаза отечественные чиновники обычно не выдают.

Ситуация должна была изменить кардинальным образом в результате реформы МСУ. Однако новый закон, который должен был заработать в полную силу с января 2006 г., удалось стараниями региональных властей положить в долгий ящик. Благодаря этому наделение органов МСУ всеми полномочиями и финансами, которые предусмотрены законом, затягивается еще на пару лет.

Тем временем число избранных народом губернаторов неуклонно сходит на нет. Новый порядок наделения глав регионов полномочиями уже не предусматривает всенародного голосования. И хотя КС объявил такой порядок вполне конституционным, даже сами судьи, не говоря уже о политических деятелях, признают, что это – серьезное отступление от демократии, возможно временное, но заметно изменившее политических ландшафт российских территорий. Все реже в печати можно встретить упоминания о "красном поясе", где у власти находятся ставленники КПРФ, о "передовых регионах", возглавляемых либералами-реформатами, а также о пришедших к власти "темных лошадках" из не вполне лояльных Кремлю партий. Зато все больше появляется руководителей регионов, которые вначале избегают упоминать о своей партийной принадлежности и называют себя "опытными хозяйственниками", а затем все-таки пишут под копирку заявление о приеме в "Единую Россию". И в этом нет ничего удивительного. Ведь теперь кандидатуру губернатора выбирает президент. Он, конечно, должен согласовать ее с местным законодательным собранием, но практика показывает, что пойти против воли главы государства областные депутата не смеют, тем более что за это им грозит очень серьезная санкция – досрочный роспуск регионального парламента.

Отмена губернаторских выборов связывалась с необходимостью укрепить исполнительную вертикаль и сохранить единство государственной власти. Именно эти тезисы использовал и Конституционный суд, принимая свое решение, которое, кстати, противоречит позиции того же КС образца 1996 г., когда судьи однозначно высказались за то, чтобы главы субъектов РФ избирались непосредственно населением. Теперь ситуация изменилась, сторонников "твердой руки" стало гораздо больше, чем адептов самостоятельности регионов, поэтому начавшийся в верхах процесс грозит перекинуться уже на уровень МСУ.

Первой ласточкой этой верноподданической "эпидемии" и стали поправки в закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, внесенные в Госдуму группой депутатов. Данным законопроектом предлагается установить, что "глава муниципального образования наделяется соответствующими полномочиями представительным органом муниципального образования по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)".

Таким образом, авторы законопроекта предлагают использовать на муниципальном уровне ту же модель, которую уже применяют на уровне региональном. По мнению разработчиков законопроекта, такой порядок назначения избрания глав муниципальных образований "позволит высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), как руководителю соответствующего субъекта Российской Федерации наиболее эффективно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов местного населения на всей территории субъекта Российской Федерации. Кроме того, это также повысит ответственность глав муниципальных образований за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей".

Поскольку в настоящее время финансирование выборов глав муниципальных образований осуществляется за счет средств местных бюджетов, принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета. Следовательно, заключения правительства на этот документ не требуется, достаточно согласия большинства депутатов – и "самоуправление" благополучно переродится в "управление сверху", чего, похоже, и добиваются авторы законопроекта.

Несколько странно, что эти депутаты (А.В. Островский, И.В. Лебедев и Е.Ю. Соломатин) представляют не "Единую Россию", а ЛДПР. Впрочем, чему тут удивляться. "Партия власти" не в первый раз загребает жар чужими руками. И самые скандальные документы, нарушающие права граждан, и судебные иски, благодаря которым с выборной дистанции снимаются конкуренты, и публичные заявления, очень похожие на провокации, обычно вносят представители других партий, которым нужен обычный пиар. А "единороссам" нужен, конечно, результат. И они его, как правило, получают.

Однако в данном случае даже принятие законопроекта не может гарантировать его благополучную интеграцию в российское законодательство. Мы уже цитировали Конституцию, которая предполагает, что МСУ "осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления". Если же выборными останутся только представительные органы МСУ, то это будет противоречить Европейской хартии местного самоуправления, где сказано, что "право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами". Избранные по указанию сверху исполнительные органы не могут быть таковыми по определению, они станут продолжением органов госвласти, что противоречит Конституции. А если наш КС решит иначе, гражданам придется обращаться за защитой своих прав в Страсбург.

Выбор читателей