Милошевич не вернется

Смерть бывшего югославского лидера Слободана Милошевича всколыхнула новые споры: где хоронить экс-президента? Как поступить с его семьей? Трибунал хладнокровно отвергает всевозможные подозрения, требования и слухи


ФОТО: AP



Бывший югославский лидер остается несвободен даже после смерти. Сутки минули с тех пор, как Слободан Милошевич скончался в гаагской тюрьме, настало новое политическое Yтро, пробудились соратники почившего гиганта, взволновалось канцелярское море – в Гааге кипит правосудие. Вот подали голос сербские радикалы, потребовали снять обвинения с членов семьи Милошевича, мол, лев умер, к чему судить его отпрысков – в конце концов, они ведь имеют право проститься с отцом. Но столь тяжкий груз политических преступлений вряд ли позволит им приехать на похороны, а посему, по мнению Сербской радикальной партии, родственников Милошевича стоит простить.

Между тем, недовольных все больше – Зденко Томанович, юридический советник экс-президента, теперь уже и экс-подсудимого, тормошит международный трибунал, требует перевезти тело Милошевича в Москву и произвести вскрытие там, а не в Гааге, поскольку, по некоторым данным, которые у него, Томановича, имеются, в тюрьме югославского лидера могли отравить, и, уж конечно, гаагские медики скроют истинную причину смерти.

Ранее трибунал рассматривал "естественную смерть" как основную версию, а все скандальные сценарии от отравления до убийства напрочь отвергал. Однако то, что Слободан Милошевич умер прежде, чем ему был вынесен приговор, показалось главному обвинителю Карле Дель Понте подозрительным. "Милошевичу должно было грозить пожизненное заключение. Так, что есть шанс, что таким образом бывший лидер Югославии пытался избежать вынесения приговора", - сказала Дель Понте, и сразу же оговорилась: обстоятельства смерти экс-президента по-прежнему остаются для нее загадкой, а самоубийство - лишь одна из догадок. Все это "очень странно, - продолжает обвинитель, - хотя и возможно, что Милошевич умер по недосмотру врачей, не заметивших ухудшения его состояния".

Томановича, даже такой расклад не удовлетворяет, он ссылается на своего клиента, который, якобы не раз жаловался ему на то, что жизнь его в опасности. В Гааге отказались комментировать заявления юриста. Кроме того, трибунал против какой бы то ни было возни с телом Милошевича, оно останется в Нидерландах, и точка, вскрытие проведут гаагские специалисты, и, возможно, даже после всего этого бывший югославский лидер не вернется на родину. Впрочем, вопрос о захоронении пока не решен. Об этом сейчас спорят сербские политики, но последнее слово – за родственниками, так считает бывший лидер сербской Социалистической партии.

Вдова Милошевича Марьяна Маркович и ее сын Марко медлят. Дочь экс-президента Мария, проживающая в Черногории, тоже не спешит делать заявления. На то есть веские причины. Маркович обвиняются в злоупотреблении властью, и сейчас они, возможно, скрываются на территории РФ, Мария же рискует сесть в тюрьму за стрельбу в полицейского, который арестовал ее отца.

Слободан Милошевич умер в заключении утром 11 марта сего года, не дождавшись приговора. Милошевич был тяжело болен, и за несколько недель до смерти обратился в трибунал с просьбой отпустить его в Москву на лечение. Россия, в свою очередь, гарантировала вернуть экс-президента, но суд только покачал головой, и посоветовал Милошевичу лечиться в Голландии. Вскоре после этого югославский лидер скончался.

По мнению вице-спикера Госдумы РФ Любови Слиски, ответственность за это несут те, кто "отказал ему (Милошевичу) в праве на жизнь". По мнению вице-спикера, это событие серьезно подорвет авторитет Международного трибунала.

Выбор читателей