О бедных мигрантах замолвите слово

Единороссы внесли в Госдуму проект федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ". В нынешнем виде закон станет причиной дополнительной головной боли для миллионов мигрантов


ФОТО: AP



Депутаты Государственной думы продолжают не покладая рук работать над инициативными законопроектами. Каждую неделю в секретариат нижней палаты парламента их поступает несколько десятков. Среди субъектов законодательной инициативы значатся, конечно, и президент РФ, и российское правительство, и региональные органы власти. Но большая часть законопроектов поступает именно от парламентариев, и некоторые из них заслуживают пристального внимания. Есть среди этих документов откровенно популистские законопроекты, есть рассчитанные на определенный круг избирателей, есть предельно лоббистские, обеспечивающие преференции для некоторых бизнес-структур. Но хуже всего, когда народные избранники предлагают такие изменения в действующем законодательстве, которые усиливают зависимость населения от всесильной бюрократии и подчиненных ей силовых структур.

Одним из весьма примечательных документов, внесенных на прошлой неделе в Госдуму, стал, например, проект федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", разработанный единороссами Володиным, Морозовым, Пехтиным и Плигиным. С одной стороны, такой закон сегодня очень нужен, так как количество незаконных мигрантов, реально проживающих в России, уже превысило все мыслимые и немыслимые пределы. По официальным сведениям, на территории РФ постоянно пребывают около 5 млн иностранных граждан. По другим данным, которые обычно не разглашаются, хотя поступают от самых что ни на есть компетентных органов, их число достигает 20 миллионов. И большинство их этих иностранцев не приезжают отнюдь не в гости к своим российским друзьям и родственникам. Они умудряются найти здесь работу и не только обеспечивают себе пропитание, но и благополучно пересылают заработанные деньги своим семьям, оставшимся на родине. При этом права на трудовую деятельность в России они не имеют и пользуются тем, что многие работодатели просто закрывают глаза на отсутствие у своих работников не только гражданства, но и вида на жительство в РФ.

С другой стороны, постоянно муссируемая тема сокращения рождаемости, увеличения числа пенсионеров, увеличения числа вакансий, которые не хотят замещать коренные жители нашей страны, требует притока рабочей силы из-за рубежа. Однако эта трудовая миграция должна быть упорядочена и нуждается в строгом контроле со стороны государства. При этом законодательство не должно содержать драконовских мер, препятствующих людям, желающим трудиться на благо России, делать это по существующим правилам. Увы, пока получить право на работу в РФ иностранцы, как правило, не стремятся, зная, какие бюрократические препоны им придется преодолеть на этом пути. Гораздо проще работать нелегально, постоянно подвергаясь опасности депортации и унижениям со стороны работодателя, но избегая выплаты налогов и поборов со стороны чиновников.

По утверждениям разработчиков федерального закона, внесенного в ГД, этот документ "направлен на обеспечение миграционной привлекательности Российской Федерации и формирование качественно нового административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства". Казалось бы, это как раз то, что и нужно, ведь принятие такого закона "позволит нашему государству более эффективно управлять миграционными процессами, сократить нелегальную иммиграцию, и в то же время существенно повысить уровень конституционно-правовых гарантий прав соотечественников и других категорий иностранцев, желающих трудиться и жить в Российской Федерации".

Но не все так просто, как это кажется на первый взгляд.

Предлагаемый порядок миграционного учета действительно является "одним из первоочередных элементов в создании системы более качественного иммиграционного контроля для решения задачи привлечения в Россию квалифицированной рабочей силы, особенно из стран СНГ". Однако утверждение авторов, что закон "позволит снять излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых наша страна наиболее остро нуждается", не следует принимать на веру. Ведь если органы государственной власти получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан и лиц без гражданства, то они вначале ужаснутся, а затем начнут делать все от них зависящее, чтобы содрать с и без того небогатых мигрантов лишнюю копейку не только в казну, но и в собственный карман. В результате мы наверняка получим не "новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации", как полагают авторы законопроекта, а новые возможности для коррупции в правоохранительных органах и структурах, курирующих миграционные процессы.

Разработчики закона совершенно правы, когда они утверждают, что федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и другие действующие нормативные правовые акты "не позволяют быстро и эффективно учитывать пространственные перемещения иностранных физических лиц по территории России". Однако на данном этапе, когда еще не преодолены последствия распада СССР, когда многие наши соотечественники, волею судеб оказавшиеся в странах СНГ и Балтии, хотят вернуться в Россию или уже вернулись, но находятся здесь на почти нелегальном положении, следует, в первую очередь, максимально упростить для них процедуру получения российского гражданства. И уж затем стремиться к осуществлению жесткого контроля за теми, кто не захотел получить российский паспорт, но, тем не менее, и уезжать от нас не собирается.

Предлагаемые в законопроекте меры, направленные на "строгое соблюдение конституционных и международно-правовых стандартов прав человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства" можно только приветствовать. Обеспечить "четкое распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области миграционного учета" следует уже давно, и в этом смысле к законопроекту тоже нет никаких претензий. В то же время попытка закрепить обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства "предоставлять сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим федеральным законом" (ч.1 ст.7) лишена смысла, если страна не может, во-первых, обеспечить конфиденциальность персональных данных и, во-вторых, защитить законопослушных мигрантов от преследования как должностных лиц, так и криминальных структур.

В проекте также содержатся предписания о том, что "иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие статус постоянно проживающих в Российской Федерации, подлежат регистрации по официальному месту жительства и учету по месту пребывания" (ч.2 ст.7 проекта). Но мы прекрасно знаем, что большинство иностранцев не могут получить свидетельство о регистрации по месту пребывания, так как в России, несмотря на целый ряд постановлений Конституционного суда, до сих пор сохраняется разрешительный, а не уведомительный порядок регистрации, то есть, по сути, все та же пресловутая "прописка", которая юридически отменена, но все еще существует, поскольку выдача заветной справки зависит от прихоти или корыстолюбия чиновника.

Авторы законопроекта допускают "разрешительный порядок регистрации по официальному месту жительства и учета по месту пребывания". Правда, они хотят ограничить эту меру, чтобы она использовалась "только в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами" (ст.6). Но на практике это означает, что разрешительный порядок может затронуть сотни тысяч семей, где один из супругов или их дети все еще не имеют российского паспорта и никак не могут получить его в силу тех самых бюрократических процедур, о которых говорилось выше. Чего стоит, например, требование получить из другого государства справку об отсутствии судимости, которое распространяется даже на тех, кто прожил в странах СНГ после рождения всего год-другой и заведомо не мог быть привлечен к уголовной ответственности. Или, скажем, требование об официальных доходах, которое не может быть выполнено хотя бы потому, что очень многие все еще получают свою зарплату "в конвертах". Даже если работодатель и оформил иностранца в штат, он почти никогда не желает указывать его реальный доход в официальных ведомостях.

Предлагая для различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства "гибкие модели миграционного учета", законопроект в какой-то мере "упрощает для них административные процедуры постановки на учет по месту пребывания и снятия с учета по прежнему месту пребывания, вплоть до использования почтового уведомления" (ст.22). В то же время, требуя перерегистрации даже тех иностранцев, которые уже зарегистрированы на территории РФ, закон неправомерно вводит дополнительные сложности для лиц, которые уже выполнили свои обязательства перед нашим государством.

И все же в целом законопроект действительно имеет антикоррупционную направленность. Ведь с введением уведомительного порядка миграционного учета будет положен конец деятельности по оказанию разного рода нелегальных регистрационных услуг для иностранцев, прибывших в Россию. Однако для его реализации требуются серьезные ассигнования из федерального бюджета. В связи с этим понадобилось получить от правительства РФ заключение на проект закона. И в этом заключении, подписанном заместителем премьер-министра Александром Жуковым, справедливо указывается на ряд недостатков, которые обязательно следует устранить. Требуется, например, "доработка текста законопроекта с целью упрощения его структуры и понятийного аппарата". В связи с тем, что в правоприменительной практике определение "законных оснований проживания" трактуется неоднозначно, в законопроекте предлагается описать термин "проживание на законных основаниях". Зато совершенно необязательно повторять в тексте законопроекта нормы статей Конституции РФ и Налогового кодекса. Наконец, говоря об ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о миграционном учете, авторы проекта просто "забыли", что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, устанавливающих ответственность за такие правонарушения. Не предусмотрен авторами законопроекта и тот факт, что, что на основе международных соглашений для иностранных граждан может устанавливаться иной порядок регистрации по месту пребывания, чем тот, который предусмотрен п.2 ч.2 ст.20 законопроекта. В частности, такой порядок установлен для граждан Украины. В соответствии соглашением между двумя странами граждане Украины и России освобождаются на три месяца от регистрации.

Если все эти замечания будут учтены и если законодатель параллельно упростит получение российского гражданства и вида на жительство в РФ для тех, кто давно уже живет и работает в нашей стране, то вступление в силу такого закона действительно будет способствовать упорядочению миграционных процессов. Если же текст останется в его нынешнем виде, то закон или вообще не будет работать, или станет причиной дополнительной головной боли для миллионов людей, живущих рядом с нами "на птичьих правах" и не имеющих возможности легализовать свое пребывание на территории РФ.

Выбор читателей