На Украине получается "большая чушь"

Эксклюзивное интервью с главой украинской оборонной корпорации "Марс", бывшим советником Леонида Кучмы и экс-президентом Союза промышленников и предпринимателей Украины Владимиром Рыжовым




Эксклюзивное интервью с главой украинской оборонной корпорации "Марс", бывшим советником Леонида Кучмы и экс-президентом Союза промышленников и предпринимателей Украины Владимиром Рыжовым.

"Yтро": Вчера в Киеве дали понять, что "Наша Украина", БЮТ и социалисты будут формировать коалицию и, значит, новое правительство Украины, проигнорировав тем самым победителя выборов в Верховную раду – Партию регионов.

Владимир Рыжов: Если формируется "рыжая" коалиция, тогда Партия регионов уходит в парламентскую оппозицию и, думаю, будет вести жесткую оппозиционную работу.

"Y": Разделяете ли вы точку зрения, что, идя на компромисс с пани Юлией, Ющенко потеряет часть своего влияния?

В.Р.: Он его уже и так потерял на выборах: Юлия набрала 22%, а его партия – 14%. Вот и все. С другой стороны, Ющенко, конечно, не желает довольствоваться второй ролью в этом прогнозируемом тандеме. Он пытается инициировать пересмотр конституционной реформы. Правда, я думаю, что из этого ничего не выйдет. Но тем не менее... Просто провести в парламенте это решение не получится, значит, скорее всего, будет инициировано проведение всенародного референдума. И здесь прогнозы не совсем благоприятны для парламентско-президентской республики. Потому что, во-первых, народ не любит бояр, а любит царя, что в России, что на Украине. Если на референдум будет вынесен вопрос, кому отдать преимущество – премьеру или президенту, то могут победить те, кто захочет отдать полномочия президенту. Соответственно, проиграет парламент и парламентская оппозиция в частности.

"Y": Если ПР уйдет в оппозицию, то сохранит возможность блокировать прохождение через Верховную раду ключевых законодательных актов?

В.Р.: Конституционные решения она может блокировать все. ПР имеет в парламенте 186 человек, коммунисты – 21. Получается 207 человек. А конституционная реформа может пройти только при больше трехсот голосов "за". У "оранжевых" их не будет.

"Y": Партия регионов попытается создать коалицию с коммунистами?

В.Р.: Скорее всего, коммунисты не согласятся. "Регионы" все-таки либеральная партия с либеральными ценностями и частным капиталом, что противоречит коммунистической идеологии. Вряд ли коммунисты пойдут на такой союз. Даже если бы "Регионам" не хватало одного голоса до большинства в парламенте, коммунисты и то фыркали бы, не соглашались на то, чтобы создать парламентское большинство, и выставляли целую кучу требований. А уж в парламентской оппозиции они будут с ПР ситуативно вместе или ситуативно против.

"Y": Роль премьер-министра после принятия конституционной реформы существенно возросла...

В.Р.: По сегодняшней Конституции, на Украине получается большая чушь. Премьер-министр – по сути, директор Украины без права выхода во внешнеэкономическую, внешнеполитическую и оборонную деятельность. Кандидатуры министра обороны, министра иностранных дел президент предлагает парламенту напрямую, не согласовывая с кабинетом министров. Представьте на минуту ситуацию Партии регионов, если даже она формирует коалицию и правительство: ты пыхтишь, поднимаешь экономику, но достаточно одного тихо сказанного министром иностранных дел слова "не в ту сторону", и твои внешнеэкономические связи могут полететь к чертовой матери по политическим мотивам. В такой ситуации работать очень плохо. Конституция у нас очень несовершенна. Либо тогда президент и премьер у нас должны быть одним целым. Так что будут такие "оранжевые" правительства формироваться через парламентскую коалицию, и тогда все становится на свои места. Они – одна команда с президентом, как во внутренней, так и во внешней политике. И даже если во внутренней политике они могут поссориться, то во внешней сойдутся точно.

"Y": Но Виктор Ющенко дал понять, что выступает против кандидатуры Тимошенко: "Народ Украины не голосовал за трудоустройство отдельных политиков". Или президенту в итоге придется уступить?

В.Р.: Юлия Тимошенко – самостоятельный политический игрок. У нее много шансов победить.

"Y": Много шансов в том числе и потому, что на нее делает ставку Запад, увидевший слабость Ющенко?

В.Р.: Такое имеет место быть. Накануне стало известно, что Юлю пригласили в Австрию, выступить на бизнес-форуме по поводу ее видения сотрудничества с западным бизнесом, насчет ее инвестиционных мировоззрений. Словом, эту барышню "щупают". Правда, до этого она умудрилась отпугнуть всех западных инвесторов. Когда они посмотрели, что тут творилось во время ее премьерства, то быстро сделали ноги. Отсюда и сокращение инвестиций и т.д. И наши внутренние инвесторы мгновенно затихли, потому что никто не будет работать в условиях непредсказуемости Юлии Владимировны.

"Y": Если у нее большие шансы возглавить кабинет министров, значит, велики шансы повторения того, что творилось во время ее прежнего премьерства? Идея реприватизации снова витает в воздухе?

В.Р.: Сейчас она говорит, что не будет этим заниматься. Но говорить еще не значит не делать. Можно делать вид, что ты против реприватизации, а на самом деле все будет происходить через суды. У нас вообще сложилась ситуация, когда страну бросили в бесконечные тяжбы всех со всеми, в то время как не реформировали судебную систему. И делают вид, что все нормально, суд во всем разберется. Но для начала была необходима судебная реформа – хотя бы выборность судей низшего звена, выборность присяжных заседателей, обеспечение гласности и т.д. Однако не сделано ничего. Плюс ко всему, процессуально-уголовный и хозяйственный кодексы очень далеки от совершенства. Там можно вытворять все что угодно. Весь вопрос не в том, что глаголет Тимошенко, вопрос исключительно в ее действиях. А это две большие разницы.

"Y": В любом случае, Юлия Тимошенко столкнется с застарелой проблемой – дефицитом качественных менеджеров и исполнителей. А где правительству их можно найти?

В.Р.: Квалифицированный менеджер – это не квалифицированный исполнитель. Исполнителей под свою волю она найдет, в отличие от профессиональных менеджеров. Вот увидите, история повторится – будет "ручное" управление страной, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Украине грозит дальнейшее ухудшение экономической ситуации.

С Партией регионов мы считали, что нужно сделать, чтобы остановить негативные тенденции и повести экономику вперед. Это возможно, но это каторжный труд. Способных на это людей в "оранжевой" коалиции нет. В этом плане Партия регионов выглядит предпочтительнее: там длинная скамейка не только первых лиц, но и "запасных" – достаточно серьезных профессионалов, которые хорошо работают. Есть еще один фактор. Что такое квалифицированный специалист? Это в какой-то мере упрямый и непослушный человек. Юля таких терпеть не может и не будет терпеть.

По нашим расчетам, даже в этом году можно обеспечить темпы роста ВВП не на прогнозируемые 2,6%, а на 4-4,1%. Но на это способны только "Регионы". Вряд ли кто из "оранжевой" команды согласится работать так, как умеют работать "Регионы". "Оранжевые" способны лишь на исполнение чьей-то воли. Улучшения не будет.

"Y": СМИ пестрят предсказаниями грядущей девальвации гривны. Украинскую валюту действительно ждут не лучшие времена?

В.Р.: Во-первых, это связано с массированным вбросом наличности перед выборами. Во-вторых, мы все-таки приняли достаточно много всяких ненормальных популистских законов, где открыли, по сути дела, ввоз и потеряли экспорт. Я думаю, что улучшения экономического положения на Украине пока ждать не приходится.

"Y": Какие настроения царят сейчас в Партии регионов?

В.Р.: Получить треть голосов треть на выборах – это не слабо. Так что есть уверенность, что треть страны понимает проблему и не будет приветствовать дальнейшего ухудшения ситуации.

Партия регионов выдвинула условия создания коалиции с другими политическими силами. Эта программа являет собой экономические принципы, о которых можно вести переговоры. О портфелях можно говорить потом. Концептуальные основы "Соглашения о создание коалиции депутатских фракций" Партии регионов – сложный документ, который не обещает сытость и богатство сегодня, но объясняет, как этого можно достигнуть. Позиция Партии регионов, насколько я понимаю, такова. Первый вопрос, который нужно решить: перестать злить Россию и Западную Европу, потому что на этом можно заработать только минусы. Ничего хорошего от этого Украина не приобретет. Европа уже тоже начинает обвинять ее в излишней "драчливости", которая всем надоела, Украина скандалит, мешая совместной работе Европы и России. Пункт второй: нужно сесть и разобраться с этим сумасшедшим бюджетом, который приняли на 2006 год. Наши специалисты насчитали около 20 млрд гривен (порядка $4 млрд) совершенно ненужных расходов, которые ни уму, ни сердцу ничего не дают. Бюджет надо привести в порядок, потому что, похоже, мы можем получить дефицит бюджета в размере 7%. ПР однозначно выступила за освобождение бизнеса на 5 лет от всех видов налогов. Но "оранжевые" не смогут это сделать, потому что не знают, как, пользуясь этим, увеличить ВВП. Это же многоходовый процесс, который просчитан с 90%-ной вероятностью. И так далее, много всего.

Самое главное – Украине нужно привести внутреннюю и внешнюю политику в единое русло. Нельзя ссориться со всеми на Божьем свете. Это не приведет ни к чему хорошему.

"Y": Будущее "оранжевое" правительство ударит по "донецким"?

В.Р.: По востоку Украины сначала ударило то, что Россия устроила с газом. Потому что на территории правее Днепра, считайте, промышленности нет. А нынешняя ситуация, думаю, не ударит по Ахметову. Что может сделать сегодня трудоголик Ринат Ахметов? Предложить Тимошенко обняться и забыть все "драки"? Этого не будет. Такие люди, как Ахметов, не проигрывают, а на время отступают.

"Y": Тимошенко грозится пересмотреть газовые соглашения с Россией. Чего ждать от официального Киева на этом направлении?

В.Р.: Вы лучше следите за Путиным, чем за нами. Если сегодня Путин подписывает договор о строительстве газопровода в Китай, и первой строится ветка из района Западной Сибири, откуда питается вся Европа, то таким образом Китай и Западная Европа превращаются в конкурентов, претендующих на российский газ. Во-вторых, если "Газпром" заявил о том, что повысит цену для Лукашенко, по-моему, до $135 за тысячу кубометров, то Украине цена повысится до $165. Так что все фантазии на предмет того, что газ может быть дешевле, так и останутся фантазиями. Ведь Россия не будет играть в эти мелкие игры, тем более что украинцы – не серьезные потребители газа. На кону стоят отношения с серьезными клиентами, которые берут много и платят дорого. Когда вы едете на машине по трассе и проголодались, то остановитесь не у четырех столбов под фанеркой, где какой-то ненормальный жарит шашлык, а дотянете до более-менее приличного кафе. Так и с Россией, которая проехала мимо этих одноразовых столбов в стремлении дотянуть до Европы.

"Y": А что же остается Киеву для маневра?

В.Р.: Ничего не остается.

"Y": Тимошенко будет несанкционированно отбирать газ?

В.Р.: Теперь же она несанкционированно отбирает газ не у России, а у Италии, Австрии, Германии... Все закончится тем, что на Западе авторам несанкционированного отбора газа "дадут чертей".

"Y": Каков ваш прогноз развития ситуации в Киеве в плане формирования коалиций, правительства и отношений в треугольнике Ющенко – Тимошенко – Янукович? Что ждет Украину?

В.Р.: Проблема не в идеологии между "красно-белыми" и "рыжими"...

"Y": А кто, простите, "красно-белые"?

В.Р.: А это у Юлии мохнатое красное сердце на белой тряпочке. Это копирует эмблему одного из гей-клубов в Амстердаме: мохнатое красное сердце. Так вот, у них идеологических разногласий нет, а есть личностные, которые очень тяжело преодолеть. На этом фоне совершенно не имеет смысла говорить, у кого больше власти – у премьера или президента. Отсюда вывод: экономическая политика при идеологической совместимости и личностных разногласиях будет такой, что и ныне.

Повторюсь, что Партии регионов ничего не остается, кроме жесткой работы в жесткой оппозиции, насколько это возможно. Не надо забывать, что индустриальные юг и восток – электорат ПР. Плюс ко всему там мэры городов, областные, городские и районные советы, то есть вся местная власть в руках Партии регионов. Это опасная ситуация для страны. С другой стороны, если бы это была Германия, то можно было и не нервничать, потому что ХДСС/ХСС как сидела в Баварии, так и сидит, как, по сути, партия одной земли. Но, тем не менее, в коалиции она приходит к власти во всей Германии. Но мы – не Германия, и мы можем "обломаться". Не хочу говорить, что будет тогда, потому что будет плохо. Я с пессимизмом взираю на будущее.

"Y": Спасибо за интервью.


Выбор читателей