Космос как религия

Прошло 45 лет со дня великого события – первого полета человека в космос. В те апрельские дни произошло еще одно историческое событие – была рождена новая суррогатная религия для жителей страны победившего атеизма




Прошло 45 лет со дня великого события – первого полета человека в космос. В последние годы стало ясно, что в те апрельские дни произошло еще одно историческое событие – была рождена новая суррогатная религия для жителей страны победившего атеизма.

Вопрос о создании нового религиозного учения встал перед советской правящей элитой в начале 60-х очень остро. Сталинский страх, цементирующий общество, уходил в прошлое, а коммунистические идеалы после ХХ съезда стали блекнуть даже для тех немногих, кто ими еще всерьез вдохновлялся. Успешное приземление Юрия Гагарина с 300-километровой высоты стало для армии советских идеологов подарком с небес в буквальном смысле слова. Большое дело, осуществленное конструкторами, технологами, учеными, космонавтами, было использовано мифотворцами режима, чтобы развязать новый виток идеологической войны. Вот что поспешили объяснить "Известия" 12 апреля 1961 г.: "Честь открытия космических путей во Вселенную принадлежит нам, нашей славной Родине. Весь мир восхищается и рукоплещет гордому, дерзновенному советскому человеку Юрию Гагарину. Имя его будет высечено на скрижалях истории.
Нет, не случайно, что этот подвиг совершен сыном народа, который овладел социальной свободой, навсегда сбросил со своих плеч оковы религиозных и расовых предрассудков, который начертал на своем знамени великий девиз: "Коммунизм".
Полет человека в космос – это триумф материализма и могучий, сокрушающий удар по идеализму, религии и мракобесию. Столетиями ревнители самых различных верований вдалбливали в сознание людей представление о непознаваемости мира, о недоступности небесных пространств. Советская наука, подвиг советского человека в прах развеяли эти утверждения, доказали их несостоятельность".

Пантеон

Пантеон новой религии легко проследить, листая газетные подшивки тех лет. Хрущев – Бог-отец, Зевс-громовержец. Гагарин – любимый сын, он же Геракл. Где-то рядом, нет, не истина, а Брежнев и прочие члены Политбюро – обитатели Олимпа. И отдельной строкой быстро растущее количество святых – космонавтов. После полетов их портреты не сходят со страниц газет, маячат на голубых экранах. Уставший от доярок и заслуженных строителей, советский человек, видя космонавтов, не раздражался. Космонавтам пишут письма, их искренне ждут на многочисленных встречах с трудящимися. В избах и малогабаритных квартирах, за стеклами убогих советских сервантов их портреты соседствуют с аляповатыми макетами спутников и ракет – то ли сувенирами, то ли амулетами. Фабричные девушки крупно выводят на письмах своим парням в армию неизменное: "Лети как Гагарин – вернись как Титов". Обескураженные этнографы в дальних экспедициях с удивлением записывают фольклорные сказания о путешествиях на дальние планеты, в которых народ выражает то ли свой исторический оптимизм, то ли мечтает о лучшей доле подальше от опостылевших колхозов-совхозов.

Пророки, еретики и апокрифы

Религия космоса прижилась на удивление легко. Причиной этого стали на только обширные пространства выжженной земли, оставленной позади жестким воинствующим атеизмом, но и, как ни странно, некоторые специфические русские корни. Ведь именно на русской почве родились и произрастали учения Николая Федорова о воскресении предков с последующим расселением разрастающегося человечества на другие планеты и теории Константина Циолковского. Циолоковского открыто занесли в число пророков новой религии, Федорова же предпочитали слишком широко не упоминать. Может за христианские корни его учения, может – просто по-советски предпочли перестраховаться. А зря – в его работах много любопытных предложений, очень в духе советской космической горячки. В частности этот великий (без иронии) философ предлагал строить космодромы и космические аппараты не только в каждом российском уезде, но и каждой волости. То есть, говоря нынешним языком, поднимать авиакосмическую отрасль на территории каждого отдельно взятого сельского административного округа.

Как и любое учение, забурлившее в массах, религия космоса начала собственную жизнь, неподвластную кремлевским идеологам. В частности вскоре после гибели Юрия Гагарина в народе распространился апокриф о его, Гагарина, конфликте с Брежневым, в результате которого первого космонавта Земли поместили в сумасшедший дом. Такое идеологическое вольномыслие сверху, естественно, не спускали.

Вскоре появился еще один апокриф – о том, что Гагарина забрали инопланетяне. Эта версия обрела множество сторонников и стала частью обширного уфологического наследия: вблизи места падения злополучного СУ-15 появился НЛО, экипаж которого забрал Гагарина на свою планету. Вообще, советская уфология есть побочный продукт советской религии космоса, чем объясняется всегдашнее терпимое к ней отношение со стороны коммунистических властей. Вспомним, например, как в борьбе с самиздатом о летающих тарелках советская власть всегда проявляла совершенно несвойственный ей либерализм.

Охальники

В каждой религии есть свои охальники и ниспровергатели авторитетов. Естественно таковые нашлись и здесь. Частушки с упоминанием небожителей из космического пантеона стали особенно популярны в народе и исполнялись на сельских праздниках наряду с прочим традиционным ерническим репертуаром. Люди постарше хорошо помнят народное творчество типа:
Валентине Терешковой за полет космический
Подарил Хрущев Никита х.. автоматический.

Подметив эту тенденцию, творцы коммунистического псевдофольклора пытались запустить в массы альтернативные, более идеологически выдержанные частушки:
Над колхозными полями
Пролетел ракетоплан...

Все тщетно. Народ предпочитал петь о собаке Белке, побывавшей в космосе вперед людей:
До чего дошла наука
Полетела в космос сука
Глядь, годочков через пять
Полетит любая б...

Исторической особенностью религии космоса было то, что она не передавалась следующим поколениям. И, соответственно, постепенно сделалась достоянием маргиналов и городских сумасшедших. С одним из них автору этой статьи удалось познакомиться пару лет назад. Пенсионер около 40 лет собирал все вырезки из советских и российских газет о наших космонавтах. На старости лет стал обивать пороги властных кабинетов, требуя строительства "Межпланетного космического центра имени Поповича", для хранения многочисленных, но изрядно пожелтевших документов эпохи. Конец этой истории был смешным. Энтузиаст космоса по ошибке попал на прием к чиновнице, курирующей вопросы здравоохранения, по фамилии Титова. Та профессионально успокоила своего клиента и пообещала помочь. На этом звездная эпопея закончилась, так как неугомонный "герой космоса" почему-то твердо решил, что пообщался с вдовой космонавта номер два, ну а она, конечно, рано или поздно (в отличие от прочих чиновников) слово свое обязательно сдержит.

В целом, коммунистическая пропаганда так заездила и замызгала тему "покорения космоса", что ее фальшь явственно различалась уже поколением 70-х, а у последующих, более прагматических поколений, и вовсе вызывала отторжение. К счастью, сейчас все возвращается к более трезвому пониманию события, случившегося 45 лет назад, когда наша страна, большинство жителей которой перебивались без горячей воды, мяса и сливочного масла, действительно сделала грандиозный технологический прорыв. Прорыв, которым мы и наши потомки по праву гордимся.

Выбор читателей