Марс блеснул инопланетной улыбкой

NASA давно изучает поверхность Красной планеты. Впервые орбитальный аппарат сфотографировал Марс еще в 70-х, но только теперь, с развитием технологий, ученые обнаружили, что на Марсе есть "смайлики"

Красная планета - одна из самых загадочных, но, вместе с тем, одна из самых изученных. Упорные исследователи не оставляют стараний найти на Марсе признаки жизни, пусть не дошедшей до наших дней, пусть примитивнейшей, но все-таки жизни. Стаи космических кораблей изучали планету, марсоходы избороздили небесное тело вдоль и поперек, брали пробы грунта, искали воду, органику, и все тщетно. Но по ходу обнаруживались весьма занятные вещи.

Как, например, марсианский кратер Галле (Galle), содержащий два параллельных оврага на южном склоне, даже считалось, что это возможный признак наличия жидкой воды, бегущей на поверхности Красной планеты. Галле в диаметре составляет около 230 км, и, как считают исследователи, ландшафт кратера был сформирован действием потоков марсианского ветра и сохранил следы "пылевого смерча", которые несколько нивелировали яркое поверхностное свечение пыли, и стало возможным рассмотреть, что представляет из себя поверхность кратера. Получившееся изображение очень похоже на мультяшное улыбающееся лицо.

Первая подобная фотография была получена в конце 1970-х орбитальным аппаратом "Викинг", облетавшим Марс со всех сторон. Но только совсем недавно были сделаны четкие цветные снимки, которые повергли наблюдателей в изумление. Выяснилось, что кратер образовался в результате удара большого метеора о поверхность планеты. Конечно же, видимость улыбающегося лица - это всего лишь случайный результат естественных процессов. Сегодняшняя картинка получена камерой Mars Global Surveyor (MGS), который в настоящее время летает вокруг этой загадочной планеты. Корабль недавно начал стадию глобального обзора Марса.

Вообще, орбитальный зонд кружит вокруг Марса в целях мониторинга динамики ледового покрова. Процедура рутинная, но игра света и тени, а также покрытие из сухого льда, то есть замерзшей углекислоты, дали забавный оптический эффект: улыбающаяся физиономия очень напоминает "смайлик", каким мы обычно пользуемся в электронной переписке. Южная часть улыбающейся "физиономии" подернута голубоватой дымкой инопланетной печали: это утренний марсианский туман, а правую ярко освещают первые солнечные лучи. По желанию картинку можно раскрасить в разные цвета, и вот пожалуйста, на нас уже глядит самый настоящий космический "пришелец", забавный и веселый.