Жизни на Марсе нет и быть не могло

В последнем номере журнала Nature сразу две группы американских ученых опровергли версию о наличии воды на Марсе, что фактически исключает существование жизни на загадочной Красной планете

"Есть ли жизнь на Марсе?" - этот вопрос из рязановской "Карнавальной ночи" волнует ученых и обывателей уже не одно десятилетие. Красная планета стала своего рода самоцелью для исследователей по всему миру, словно золото для алхимиков. В последнее время все чаще звучит положительный ответ на этот вопрос: мол, на Красной планете было все необходимое для жизни, более того, в прошлом Марс как две капли воды был похож на нашу Землю. Но вместе с этим высказывалась и совершенно противоположная точка зрения, согласно которой планета всегда была холодной и безжизненной. Однако подобные утверждения только подстегнули ученых, принявшихся изучать загадочную планету с еще большим рвением.

Судя по всему, в ближайшее время стоит ожидать очередного всплеска интереса к Марсу: дело в том, что в статьях, опубликованных в последнем номере еженедельника Nature, сразу две группы американских ученых опровергают версию наличия воды на этой планете, высказанную НАСА в прошлом году. Исследователи Томас МакКоллам и Брайан Хайнек из Университета Колорадо и группа ученых под руководством Пола Кнаута из Государственного университета Аризоны утверждают, что не вода являлась причиной образования песчаных формаций, обнаруженных при помощи марсохода Opportunity Rover.

По мнению МакКоллама и Хайнека, опирающихся на данные все того же марсохода, песчаники сформировались в результате сильнейшего извержения одного из вулканов, коих немало на Марсе. В свою очередь, группа Кнаута в качестве первопричины образования песчаных формаций видит метеоритный дождь, некогда выпавший на планету.

Согласно результатам этих исследований, когда песчаники формировались на Марсе, климат на планете был достаточно сухим и жарким, что практически исключало зарождение жизни. Ученые также полагают, что их научное объяснение причин образования песчаных формаций гораздо проще, нежели у НАСА. При этом, правда, они оговариваются, что об их выводах нельзя говорить со стопроцентной уверенностью.

Напомним, что в прошлом году марсоход Opportunity Rover обнаружил рыхлые почвенные образования, которые, по мнению НАСА, могли сформироваться благодаря соленой воде, насыщенной щелочью. В связи с этим ученые высказали гипотезу, что в ней могли жить бактерии, а впоследствии вода испарилась, оставив о себе след в виде песчаных формаций.