Депутатов минует "внезапная смерть"

Вчера председатель ЦИК РФ Александр Вешняков в очередной раз опроверг разговоры о возможном роспуске Государственной думы нынешнего созыва до официального срока окончания ее полномочий




Вчера председатель ЦИК РФ Александр Вешняков в очередной раз опроверг разговоры о возможном роспуске Государственной думы нынешнего созыва до официального срока окончания ее полномочий. Выступая в Иркутске, г-н Вешняков заявил, что "всякие слухи о досрочных выборах депутатов Госдумы не имеют никаких серьезных ни правовых, ни политических оснований".

Собственно, этим глава Центризбиркома и ограничился. Однако тема явно не исчерпана. Тем более, что этот скупой комментарий выглядит несколько легковесным. К примеру, к чему говорить об отсутствии именно сегодня "серьезных правовых оснований", когда и так всем ясно: подобные аргументы появляются аккурат накануне дня "Х", и закон такие основания ясно регламентирует. И если именно сегодня президент не вносит, а депутаты дважды не отклоняют кандидатуру нового председателя правительства или не объявляют о своем самороспуске, это не значит, что подобные "правовые основания" не появятся завтра, в следующем месяце или в марте 2007 года.

В том, что за "основаниями" при необходимости не заржавеет, мало кто сомневается. Основания – это обертка вопроса, фантик для общественного мнения. Вопрос не в них, а в политической целесообразности – а эта материя будет потоньше, ей шуршат люди непростые. Роспуск Думы – сверхмощный инструмент формирования политического поля. Именно по этой причине угроза его применения витала в российских политических кругах практически постоянно еще с начала 90-х годов. Напрасно полагать, что в стране много тех, кто бы всерьез рассматривал данную меру как деструктивную по сути. Вовсе нет. Чиновники категории А, министры и депутаты всех уровней, губернаторы и мэры, сонмы политтехнологов и армии экспертов – все они готовы быстро переварить новость о внезапном решении по ротации любой ветви власти. Сознание политической элиты не адаптировано к декларируемой всюду стабильности. Досрочное складывание полномочий президента, отставка кабинета министров, внеурочные парламентские выборы будут восприняты как "сильное решение". Стоит ли удивляться, что разные группы этой элиты с завидным постоянством генерируют революционные сценарии по обновлению той или иной ветви власти.

Что касается разговоров о возможном роспуске нынешней Госдумы, они не прекращаются на протяжении по меньшей мере полутора лет. О том, что нижняя палата может не дожить до конца отведенного ею законом 4-летнего срока, в разное время говорили и бывший президент СССР Михаил Горбачев, и экс-премьер Михаил Касьянов, и член фракции ЛДПР Алексей Митрофанов, и даже член Центризбиркома Евгений Колюшин. Доводы сводились примерно к одному: власти необходимо заранее обкатать закон о пропорциональной системе выборов, разведя по времени выборы в парламент и выборы президента больше, чем на 3 месяца (сегодня датой выборов ГД закон определяет декабрь 2007 г., а президента – март 2008 года). Власть готовится решить двуединую задачу: без рисков обеспечить себе второе (или третье – как считать) издание и в Кремле, и в Охотном ряду.

Что мешает это сделать по ныне действующим срокам? Пропорциональная система объективно сокращает присутствие в будущем составе парламента представителей "Единой России". Ведь "партия власти" больше не сможет сманивать в свою фракцию ни одномандатников (которых отменили как класс), ни депутатов других фракций. И это, к тому же, с учетом риска, что ЕР может вообще выступит не так хорошо, как ей хотелось бы. Если такое несчастье случится, то ресурс "медведей" станет менее пригодным для агитации в пользу кандидатуры преемника нынешнего президента. Во всяком случае, трех месяцев явно недостаточно для того, чтобы придумать и претворить в жизнь новую схему раскрутки кандидата власти на пост главы государства.

Конечно, будь этим претендентом сам Владимир Путин, все страхи достались бы только единороссам. Имя же преемника пока не названо, а значит уязвимость "партии власти", чья функция – поддержка курса, проложенного Путиным, – это еще и уязвимость того самого "Х", имя которого выкрикнут, скорее всего, ближе к середине 2007 года.

То, что Вешняков раз за разом опровергает соответствующих разговоры, говорит лишь об одном – они имеют основания быть как минимум потому, что исходят от властных структур, которые глава ЦИК считает себе ровней по части заочной дискуссии. Иногда хорошо заметно, что Вешняков или анонимный источник в администрации опровергают "пустоту": слухи, которые не дошли даже до ушей журналистов, а не то что будоражат общество.

Слухи последних месяцев о роспуске Думы были всецело увязаны с сигналами об ослаблении позиций "Единой России" в регионах. Сама партия признается в своих неудачах в Адыгее, Кировской области, а также в Республике Алтай. В настоящее время разгорается скандал в Самарской области, губернатор которой Константин Титов отказался входить в политсовет местного отделения "Единой России", сославшись на "занятость в связи с работой над нацпроектами". От повеявшего холодка вполне могли ощутить дискомфорт те, кто ставит на "ЕдРо" в 2007/08 гг. В таких условиях можно неожиданно передвинуть дату выборов на март 2007-го, обосновав этот шаг целесообразностью окончательного установления единого избирательного дня. Подобный шаг способен застать врасплох практически все политические силы, а значит, помочь ЕР взять на выборах по максимуму.

И все же вероятность смещения сроков парламентских выборов остается невелика. И не потому, что такова позиция Александра Вешнякова. И не из-за того, что за "Единой Россией" по-прежнему большой электоральный ресурс. Владимир Путин не из тех, кто позволял себе мельтешить хоть в сколько-нибудь ответственном деле, будь то смена кабинета министров или перестановки в администрации. Он, в отличие от многих своих помощников и членов команды, работает над системой. Хорошей ли, плохой – другое дело. Но как человек системы, он старается избегать всего, что похоже на интригу, всего, что напоминает трюк. Путину не нужно устраивать трюк, чтобы мостить неверную дорогу загадочному преемнику, который – и такова логика власти – должен быть продолжателем путинского курса, но не зачинателем своего собственного. В этих координатах оставлять по себе память ловкого политика, перенявшего приемчики ельцинской школы, нынешний президент вряд ли захочет.

Выбор читателей