Туркменбаши затеял газовую авантюру с Китаем

Несколько дней назад нашли друг друга Туркмения и Китай. У одной есть газ и желание повыгоднее продавать его за границу, у другого – необъятные и, строго говоря, неопределенные пока потребности в этом энергоносителе




Хорошо, когда партнеры находят друг друга. Если есть сильный взаимный интерес и желание сотрудничать, то никакие расстояния и преграды не в силах удержать их порыва. Даже если они при этом немного переоценивают свои силы и возможности и обескураживают прежних партнеров... Вот так несколько дней назад нашли друг друга Туркмения и Китай. У одной есть газ и желание повыгоднее продавать его за границу, у другого – необъятные и, строго говоря, неопределенные пока потребности в этом энергоносителе. Обе страны давно ходили вокруг да около газовых отношений: Китай пытался разобраться в своих потребностях, а Сапармурат Ниязов строил различные планы альтернативных маршрутов экспорта – попросту набивал себе цену и улаживал дела с соседями по СНГ. И вот, наконец, решились: в ходе визита Ниязова в Пекин было подписано Генеральное соглашение о строительстве газопровода из Туркмении в Китай и о поставках туркменского газа Китаю.

Конечно, эти поставки начнутся не завтра. Только к 2009 г. планируется построить газопровод, по которому затем на протяжении 30 лет в Поднебесную будет поставляться по 30 млрд кубометров туркменского газа в год. Газ, который предполагается поставлять в Китай, еще только предстоит разведать: "Для обеспечения сырьевой базы газопровода Туркменистан–Китай стороны согласились совместно заниматься разведкой и разработкой на всех месторождениях и площадях правобережья реки Амударьи на условиях Соглашения о разделе продукции" (ст.2). А для спокойствия других газовых партнеров Туркмении в ст.9 подчеркивается, что соглашение "не затрагивает прав и обязательств сторон по иным международным договорам, участниками которых они являются". То есть, теоретически, Туркмения не должна перенаправлять в Китай газ, законтрактованный Россией или Украиной.

Что касается цены поставок, сказано лишь, что она "будет устанавливаться на разумной и справедливой основе, исходя из сравнимой цены на международном рынке. Оплата будет производиться исключительно в долларах США" (ст.4). Видимо, здесь еще предстоят жаркие споры: Китай наверняка будет стараться привязать ее к цене на уголь (как он пытался сделать в соглашении с Россией), но Туркмении, разумеется, выгоднее привязаться к дорожающей нефти.

В любом случае, разговор о деталях проекта впереди. Еще не утверждено ТЭО газопровода, не выбран его маршрут, не разработано СРП, нет и договора о купле-продаже газа. Однако генеральное соглашение предусматривает, что все это будет согласовано и подписано "не позднее 31 декабря 2006 года" (ст.3). Стороны полны энтузиазма и выражают уверенность, что дело пойдет. Ведь попутно с газовым соглашением был заключен еще ряд договоров, в том числе экономического характера. В совместной декларации руководители Китая и Туркмении выразили полное совпадение взглядов на региональные и мировые проблемы. В частности, Ху Цзиньтао заручился безоговорочной поддержкой Туркменбаши в своей политике "одного Китая", а туркменский лидер получил от Пекина подтверждение его приверженности принципу невмешательства во внутренние дела государства под предлогом защиты прав человека.

В общем, все у них, как будто бы, складывается хорошо. Однако у экспертов уже возникли некоторые сомнения в осуществимости намеченного газового проекта. Достаточно посмотреть на географическую карту Евразии и на оценки экспортных возможностей газодобывающей отрасли Туркмении, чтобы понять причину этих сомнений. Общей границы у Туркмении с Китаем нет. Более того, путь предполагаемого газопровода должен пройти по территории либо сразу двух стран (из четырех – Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана), либо одной, но это будет Афганистан. Последний вариант сразу отпадает: в Афганистане еще долго будет не настолько спокойно, чтобы строить трубопровод, да и к тому же там его пришлось бы прокладывать высоко в горах. Поэтому вероятнее всего маршрут газопровода пройдет через Узбекистан и Казахстан. В принципе, ничего фатального в таком транзите нет: эти две страны вряд ли будут вставлять палки в колеса проекту. К тому же его лоббированием займется могущественный Китай: ведь по условиям соглашения, он будет покупать газ на границе Туркмении, и поэтому все переговоры о его транзите с третьими странами – его забота. Но в любом случае, протяженность газопровода составит порядка 4 тыс. км, что сделает далеко не дешевым его строительство и эксплуатацию, а использование транзитных звеньев увеличит конечную стоимость поставляемого в КНР газа. Впрочем, и это не беда, если учесть, что себестоимость туркменского газа на скважине чрезвычайно низка: она оценивается экспертами всего в $2-3 за тысячу кубометров, тогда как российский газ в Западной Сибири обходится добытчикам в $12-13. А от российских месторождений до китайских потребителей тоже не близко, так что в итоге плата за транзит не лишит туркменский газ конкурентоспособности в КНР.

Более серьезные сомнения возникают в связи с оценкой экспортных возможностей Туркмении. Эксперты давно ломают головы, пытаясь ответить на вопросы: блефует Туркменбаши или нет, предлагая свое "голубое топливо" направо и налево? Не пытается ли он продать Китаю газ, уже законтрактованный Россией, Украиной и Ираном? И сколько вообще газа может поставить на внешние рынки Туркмения? Пока нам известно лишь, что в прошлом году эта страна добыла немногим более 60 млрд кубометров газа. А на этот год заключены контракты на поставку уже 78 млрд кубометров (30 – России, 40 – Украине, 8 – Ирану), причем неизвестно, сможет ли Туркмения выполнить взятые обязательства. Тем более непонятно, насколько может быть увеличена добыча к 2009 г., потому что точными сведениями о запасах газа в Туркмении международное экспертное сообщество не располагает: исследования проводились, но их результаты до сих пор не обнародованы. Естественно, у экспертов в этой связи возникло подозрение, что газа в Туркмении нашлось далеко не так много, как явствует из размашистой газовой дипломатии Ниязова, иначе результаты исследований были бы обнародованы с большой помпой. Пока же все должны довольствоваться заявлениями великого Сердара вроде: "Месторождения у нас известны, кладовые наши богаты".

Ну, в конце концов, это личное дело Туркменбаши – обещать заведомо невыполнимые вещи, и дело Китая – принимать эти обещания всерьез. Однако есть в этой истории и другие заинтересованные стороны, в том числе и "Газпром", имеющий серьезные основания рассчитывать на туркменский газ. Между Россией и Туркменией в 2003 г. было подписано стратегическое соглашение о газовом сотрудничестве на 25 лет. По его условиям, уже в следующем году "Газпром" должен получить от Туркмении 60 млрд кубометров газа, а с 2009-го – по 80 млрд кубометров ежегодно. На туркменский газ рассчитывает также и Украина, для которой принципиально важно иметь хоть какую-то призрачную альтернативу подорожавшему российскому топливу. Да и европейцы принюхиваются к туркменскому газу, разрабатывая проект газопровода Nabucco отчасти с расчетом на него (а что будет с Ираном – кто знает?).

Таким образом, далеко не праздным оказывается вопрос, какому контракту или проекту Ашхабад отдаст предпочтение в случае нехватки газа. Чтобы на него ответить, нужно признать, что Пекин не мог не сознавать всей авантюрности заключаемого с Туркменией соглашения в условиях нехватки у нее газа даже на имеющиеся контракты. Значит, Китаю было обещан какой-то "особый подход". Точнее, он сам, очевидно, добился для себя некой эксклюзивности. И в принципе в генеральном соглашении есть одна лазейка. Как уже отмечалось, ст.9 подтверждает незыблемость обязательств сторон по имеющимся соглашениям с третьими странами. Однако ст.2, определяющая, в частности, сырьевую базу газопровода – правобережье Амударьи – гласит, что "при необходимости дополнительных объемов газа ... Туркменская Сторона может гарантировать поставки газа из других газовых месторождений". Сие можно понимать и так, что Китаю таки достанется "газпромовский" или "украинский" газ Туркмении.

Впрочем, это лишь одна из гипотез. Вполне возможно, что до нарушения Ашхабадом своих обязательств перед "Газпромом" дело и не дойдет. Все-таки до настоящего времени почти весь туркменский газ экспортируется по трубам именно российского концерна. Да и Китай, только что подписавший с РФ грандиозное газовое соглашение (предусматривающее, напомним, строительство двух газопроводов, суммарной мощностью 80 млрд кубометров в год) тоже не захочет ссориться со своим северным соседом, "перебивая" у "Газпрома" туркменский газ.

Однако эксперты полагают, что заключение генерального соглашения дает Пекину и Ашхабаду определенные тактические выгоды независимо от того, хватит ли под него газа и удастся ли им в итоге вообще построить газопровод. Заключаются они в том, что отныне российская сторона должна стать более уступчивой на переговорах как с Туркменией, так и с Китаем. А ведь им как раз предстоят такие переговоры: Ашхабаду – по цене продаваемого России газа, Пекину – по цене закупаемого у нее "голубого топлива". Конечно, они не станут шантажировать Россию гипотетическим газопроводом, но сам факт, что появилась некая условная альтернатива российскому газу и трубам, послужит козырем на переговорах.

Кроме того, подписав договор с Китаем, Туркменбаши изрядно набил себе цену в глазах России, причем использовав при этом российский же опыт. Ведь он, как и за десять дней до него президент Путин, пообещал Китаю ресурсы, на которые рассчитывает некая третья сторона. В случае с Россией это был Европейский союз, рассчитывавший на западносибирский газ. Точно так же Ниязов пообещал Пекину некую долю в газе, который теоретически мог бы весь уйти в российские трубы. И России теперь придется вести себя с туркменским лидером более обходительно, чтобы тот продавал Китаю поменьше газа.

Что же касается ситуации на китайском рынке, то там появление 30 млрд кубометров туркменского газа мало что изменит: по крайней мере, обострения конкуренции между поставщиками не произойдет. Ведь этот рынок настолько емкий и растет так быстро, что там хватит места и российскому, и туркменскому, и иранскому газу. Хотя, конечно, российские газовики хотели бы несколько иного развития ситуации. "Если бы Россия и Туркмения играли вместе на китайском рынке, это было бы выгодно обеим странам", – полагает президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль. Но на постсоветском пространстве очень многие любят играть в собственных интересах и на свой страх и риск. Многие ищут сейчас новых партнеров на стороне...

Выбор читателей