Иран ублажают с двух сторон с уговорами "не балуйся"

Россия и Запад наперегонки предлагают Ирану различные преференции, чтобы тот отказался от своей ядерной программы. Однако очередной раунд переговоров Москвы и Тегерана успехом не увенчался




В прошедшее воскресенье Иран с двухдневным визитом посетил глава Совбеза РФ Игорь Иванов. По сообщению BBC, именно Иванов играет ключевую роль в российско-иранском сотрудничестве, которое принесло Москве серьезные экономические дивиденды.. В настоящее время Иран является важнейшим торговым партнером России, занимающим третье место по объему импорта российских вооружений. Однако ядерная программа может существенно осложнить российско-иранское торгово-промышленное сотрудничество. Поэтому Россия предпринимает очередную попытку оказать влияние на решения, принимаемые в Тегеране. Как заявил заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк, который сопровождает Иванова в поездке, российские усилия будут "сконцентрированы на неких стимулах, которые могут быть предложены Ирану в обмен на его согласие прекратить обогащение урана".

Секретарь российского Совбеза встретился вчера с секретарем иранского Совбеза и иранским представителем на переговорах по ядерной проблеме Али Лариджани. Согласно официальному сообщению, "обсуждение проходило в откровенной и дружественной атмосфере, характерной для отношений между двумя странами". Стороны обсудили широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес, "включая дальнейшие шаги в области торгово-экономического сотрудничества, региональные проблемы, международные усилия в борьбе с терроризмом и другими глобальными угрозами безопасности". Все эти расплывчатые формулировки вероятно означают, что очередной раунд переговоров между Россией и Ираном не увенчался успехом, что, впрочем, не удивительно.

Сколько из пустого в порожнее не переливай, толку из этого не выйдет. Иран не собирается отказываться от национальной программы по атомной энергетике, а международное сообщество настаивают на прекращении любых работ по обогащению и переработке ядерного топлива. Два месяца назад Совет безопасности ООН, получив отчет МАГАТЭ, выступил с заявлением о том, что Иран должен прекратить работы по обогащению урана. Однако страны, принявшие это решение, никак не могут договориться о механизме его осуществления.. США настаивают на принятии жестких санкций в отношении Ирана и не исключают возможности силового решения конфликтной ситуации; евротройка протестует против военной операции, однако готова согласиться на оказание давления посредством введения санкций экономического характера; Россия и Китай настаивают на продолжении переговорного процесса, с тем, чтобы стороны достигли компромисса мирным путем. При этом США отказываются от прямых контактов с иранскими властями, а евротройка и Россия продолжают искать пути урегулирования проблемы. Так, наша страна предлагала осуществлять процесс обогащения урана для иранских нужд на своей территории, однако российский проект был отвергнут. В настоящее время евротройка собирается предложить пакет мер, которые сулят Тегерану целый ряд льгот в области безопасности, торговли и технологий. Кстати, представитель американского Госдепартамента Шон Маккормак выразил надежду, что российская делегация не будет обсуждать в Иране детали готовящегося предложения. А оно заключается в следующем: западные государства окажут Ирану помощь в строительстве реакторов на легкой воде, не производящих плутониевых отходов. Кроме того, европейцы обещают возвести хранилище, гарантирующее Ирану доступ к топливу для реакторов. В пакет предложений входят и карательные меры: в случае, если Исламская республика отвергнет новые инициативы, ЕС намерен ввести экономические санкции. Иран в ответ устами своего президента заявил, что отвергнет любые предложения с требованиями отказаться от ядерной программы. Ахмадинежад высказался как обычно на грани фола: "Враги строят козни и хотят посеять разногласия среди иранцев, чтобы отторгнуть у нас наши права. Но если они нанесут хотя бы мельчайший урон иранскому народу, если они совершат хотя бы мельчайшую агрессию, то получат историческую пощечину".

Находясь в Иране, Иванов в очередной раз подтвердил, что Россия выступает за решение проблемы путем диалога, поскольку "любая силовая акция лишь усугубит ситуацию и причинит новые беспокойства региону". Тем не менее, российский представитель выразил надежду, что Иран все же пойдет на компромисс. Возможно, эта надежда основывается на заявлении главы МАГАТЭ, что "Тегеран готов прекратить исследования и разработки в области обогащения урана в обмен на гарантии безопасности, которые предоставит государству Совет Безопасности ООН". Однако противоречивые сигналы, исходящие от иранских властей, вряд ли поддаются рациональному толкованию. Иран не может отказаться от взятой на себя роли главного критика "несправедливого мирового порядка". Кроме того, иранские власти не очень верят в возможность применения силовых действий со стороны мирового сообщества, поскольку убеждены, что Россия и Китай не допустят подобного развития событий. Так что Ирану незачем идти навстречу предложениям Запада, сколь бы привлекательными они ни были. Визит Иванова в Тегеран является очередным подтверждением успеха иранской дипломатии, которая обрела верного союзника в лице России.

Похоже, опасность иметь под боком соседа с ядерной бомбой не так уж сильно нервирует Москву. Во всяком случае, России не хочется отказываться от сделок с Ираном, что случится, если последний окажется в изоляции. Так, в субботу министр обороны Сергей Иванов сообщил, что, "если не будет никаких форс-мажорных обстоятельств", контракт на поставку комплексов ПВО "Тор-М1" в Иран будет выполнен. Вероятно, Иран поставлен в известность о российских приоритетах, а потому его отказ от ядерной программы выглядит маловероятным.

Выбор читателей