Неуловимую торговку младенцами пытаются посадить

В Гагаринском суде столицы началось новое разбирательство по делу Людмилы Вержбицкой. Пенсионерка, продававшая грудничков по сходной цене обеспеченным родителям, виновной себя не считает




В Гагаринском суде столицы в пятницу началось новое разбирательство по скандальному делу пенсионерки Людмилы Вержбицкой, уличенной в махинациях с новорожденными. В прошлом году прокуратура обвинила ее в похищении людей, но, хотя в суде факт обмена детей на деньги был признан доказанным, пенсионерку в итоге признали виновной лишь в "самоуправстве" и "подделке документов", оштрафовав на 350 тыс. рублей.

Как сообщил адвокат Вержбицкой, Юрий Заксон, в ходе сегодняшних слушаний прокурор огласил обвинительное заключение по делу, после чего пенсионерка заявила, что не признает вину. По словам Заксона, процесс будет проходить в закрытом режиме, так как в материалах дела содержатся документы, относящиеся к охраняемой законом тайне усыновления. Судьям предстоит изучить два тома материалов дела и допросить более 20 свидетелей защиты и обвинения. "Несмотря на небольшой объем дела, процесс займет несколько месяцев, так как оно весьма непростое", – считает защитник.

По версии прокуратуры, Вержбицкая придумала следующую преступную схему: представляясь сотрудником крупного столичного медцентра, она знакомилась с беременными женщинами, которые собирались делать аборт на поздних сроках. Пенсионерка отговаривала их от этого, предлагая принять участие в программе "суррогатного материнства". Когда младенец появлялся на свет и мать отказалась от ребенка, Вержбицкая скрывала это от органов опеки и подделывала документы о якобы произведенном экстракорпоральном оплодотворении и переносе эмбриона суррогатной матери. Затем мошенница передавала их обеспеченным родителям за $20-25 тысяч. Пенсионерку задержали, когда она подыскивала новую семью четвертому ребенку.

В ходе прошлогоднего процесса выяснилось, что в российском УК просто нет статьи, предусматривающей ответственность за подобное преступление. Изначально, когда дело Вержбицкой начиналось, она там была – ст. 152, по которой за сам факт продажи ребенка можно было отправиться в тюрьму на десять лет. Однако в 2003 г. в целях "усовершенствования" кодекса были внесены поправки: ст. 152 исключена, а вместо нее введена новая – ст. 127 прим. 1 ("торговля людьми"). Наказание в ней было ужесточено, однако попутно сделано незначительное на первый взгляд уточнение – "в целях эксплуатации". Поскольку данных, что пенсионерка детей как-либо эксплуатировала, у следствия не было, прокуратура вменила ей "похищение человека". Однако суд отмел и это обвинение.

Комментируя начало нового судебного разбирательства в интервью газете "Время новостей", заместитель генпрокурора РФ Сергей Фридинский выразил надежду на пересмотр приговора. По его словам, если суд установит, что Вержбицкая виновна в "похищении человека", "родителям" тоже будет предъявлено это обвинение.

Говоря о ситуации с торговлей детьми в России, Фридинский напомнил, что в 2004 г. было возбуждено и передано в суд 17 таких дел, в прошлом – уже 60. Кроме того, "есть преступления, которые остались за рамками статистики", – подчеркнул он.

Выбор читателей