Странные твари треплют нервы ученым мужам

Вместе с окаменелым прадедушкой пауков-ткачей палеонтологи неожиданно для самих себя раскопали сверхдревнего крокодила и теперь думают, как бы не пришлось снова пересматривать теорию эволюции




Если бы Чарльз Дарвин априори знал, сколько раз его теорию обсудят, осмеют, запретят, снова введут и пересмотрят, он бы сжег ее в рукописи. В его представлении все земные существа, ныне живущие и давно канувшие в Лету, выстраивались в четкую цепочку, однако арсенал данных биологической науки пополняется каждый день. Раскапывая какое-нибудь новое существо вроде рогатого ящера, похожего на дракона, или доисторической полурыбы, ученые проводят бессонные ночи в раздумьях, куда бы его засунуть, чтобы не нарушить стройность эволюционных рядов. Доходят до невроза и лысины, а все не понимают, как же на самом деле шла на Земле эволюция.

Рядовой же гражданин, попивая пиво с раками, даже не догадывается, что на его зубах аппетитно похрустывает предок всех членистоногих на нашей планете. Впрочем, задумываться об этом поздно – нашлось существо подревнее ракообразных. Команда палеонтологов из Манчестерского университета под руководством Дэвида Пэнни раскопала в Испании прадедушку пауков-ткачей. Предок садового паучка мирно ползал по доисторическим деревьям, пока не упала на него капля смолы и не заключила его навечно в кусочке янтаря, где он, безымянный, поджидал своего часа, пока придут ученые и окрестят его Mesozygiella dunlopi. Находка, датируемая юрским периодом, одним махом прибавила ко всей паучьей истории 100 млн лет и оттеснила ракообразных на почетное второе место среди древнейших членистоногих.

Крокодилы тоже оказались немного старше, чем принято было считать. С легкой руки неких исследователей, национальная принадлежность которых неизвестна, зато сообщается, что работали они в Австралии. И откопали зубастую рептилию на 98 млн лет старше всех доселе известных. Прадедушка крокодилов сохранился в лучшем виде, но был очень уж мал – всего метр в длину. Впрочем, это не помешало ему тут же завоевать звание самого общего предка всех современных и вымерших крокодилов.

Пока маститые ученые мужи шевелят извилинами в поисках подходящей ниши для каждой новой находки, извне эволюционную теорию подтачивают креационисты. Поэтому ко всем прочим непростым задачам ученых прибавляется еще одна – не раскопать ничего такого, что нельзя втиснуть в рамки учения Дарвина. А если раскопают, то быть наготове и дать существованию ренегатов достойное научное объяснение.

Выбор читателей