Над Москвой взорвался чудовищный метеорит

Почти 100 лет человечество бьется над тайной Тунгусского феномена. Между тем, похоже, пора переключаться на более свежую загадку – не менее мощный взрыв безымянного пока метеорита над столицей России

Вот уже без малого сто лет человечество бьется над тайной Тунгусского взрыва. Между тем, похоже, общественности пора переключаться на более свежую загадку – не менее мощный взрыв безымянного пока метеорита над столицей России.

История с московским метеоритом вышла почти детективная. Полгода назад со мной связался человек, представившийся Петром. Пообещал интересную тему для статьи. Мы встретились. Высокий нескладный мужчина лет 35 оказался профессиональным археологом. Его рассказ тянул на сенсацию.

Мой собеседник занимался научными изысканиями в археологических экспедициях к востоку от Москвы и в Рязанской области на протяжении семи лет – с 1992 по 1999 год. Потом поссорился со всеми подряд руководителями и вынужден был покинуть археологическое сообщество. Прибился к какому-то вузу, но не прижился и там, и теперь снова хотел вернуться в археологию.

Все эти годы Петр пытался проникнуть в тайну "темных веков" предыстории Москвы. Суть вот чем. За два века до начала интенсивного освоения московской и рязанской территорий в X-XI вв. жизнь здесь словно замерла. Археологи начали строить гипотезы об этой загадке еще сто лет назад. Ученые мужи предлагали версии эпидемии, нашествия из степи или катастрофического неурожая, спровоцировавшего мор.

Петра эти объяснения не устраивали, так как в них не было достаточных материальных доказательств. Молодой археолог одним из первых начал искать причины в смежных областях научного знания. И однажды обнаружил совершенно удивительные факты в науке о метеоритах – метеоритике. Выходило, виновником трагедии "темных веков" стал пришелец из космоса! Американский исследователь Джеймс Дугс в 1998 г. обнародовал не переведенные на русский язык данные о взрыве метеорита практически над тем местом, где возникла Москва. На основе анализа снимков из космоса высокого разрешения американец проследил линию метеоритных кратеров из Подмосковья в Рязанскую область, протяженность которой составила более 100 километров. Такое могло произойти только в одном случае: метеорит распался в воздухе, а его обломки по инерции несло в восточном направлении. Кончалась линия кратеров большим кольцеобразным углублением у рязанской деревушки Дронино. Запомним это название.

Дугс, что называется, не поверил сам себе. Он спешно собрался в Россию и частным порядком наковырял в разных кратерах обнаруженной им гряды около 30 т метеоритного вещества. По данным его вычислений получалось, что суммарная масса объекта составляла около 600 т, а взорвался он на высоте 10 километров.

Сила взрыва и ударная волна даже превосходили Тунгусский феномен. После взрыва началась локальная катастрофа: пожары, ураганы, вышедшие из берегов реки, включая Москву-реку и Оку, и так далее. Местное население вынуждено было бежать, потому что леса от Москвы до современной Мордовии на востоке, Мурома на севере и Рязани на юге были уничтожены, поля обожжены, а деревянные крепости и селища сгорели. Археология знает только один период загадочного безлюдья – "темные века" предыстории Москвы с VIII по X. Все сходилось. К тому же, по заявлению Петра, археологи в последнее время стали подозрительно часто встречать в тех местах иностранные экспедиции поисковиков метеоритов. Он сам несколько раз сталкивался искателями из Австралии, США и Канады.

После разговора мой новый знакомый куда-то пропал, не отвечал на звонки и электронные послания. Тогда я решил самостоятельно разобраться в этом интересном деле.

В Метеоритную комиссию РАН – главный орган, отвечающий за изучение метеоритов в России, – дозвониться не удалось. Точнее, не представившейся мне мужчина при упоминании теории Дугса о взрыве метеорита над Москвой в VIII в. н.э. посоветовал "не заниматься ерундой".

"Черные метеоритчики" – неофициальные копатели метеоритов, с которыми я связывался по электронной почте, на упоминания о Дронинской гряде кратеров тоже прореагировали странно. Встречаться не захотели, ограничившись туманными фразами о том, что метеориты можно найти везде, но есть места, где их больше.

В конце концов мне повезло. В Рудно-Петрографическом музее Института геологии рудных месторождений РАН также занимаются изучением космических странников. Научный сотрудник музея Михаил Константинович Суханов не верит в версию Петра, но привел несколько интересных фактов. В отечественной метеоритике за последние годы произошло несколько открытий. Причем связаны они именно с Рязанской областью и деревенькой Дронино. Во-первых, в области нашли следы метеоритного дождя, а во-вторых, в Дронине обнаружен и исследован большой метеорит! А вот про дугсовские исследования Суханов, к сожалению, ничего не знал.

В рельефе у деревни прослеживается идеально круглое болото, осушаемое сейчас мелиораторами. Мелиоративная техника недавно выворотила из трясины несколько черных железных глыб. Некий прогрессивный местный житель заинтересовался железяками, а потом вышел на общественников, ищущих метеориты. Общественная организация "Центр по изучению вещества внеземного происхождения" первой с российской стороны исследовала Дронинский метеорит. Оказалось, на глубине трех метров около деревни залегает железный пришелец из звездных миров с аномальной структурой.

Анормальность артефакта в том, что после поднятия из болота он начинает быстро превращаться в труху. Научное объяснение явления следующее: метеорит попал в болотную почву, где нет доступа воздуха. А из-за высокого содержания железа на воздухе в нем начинаются процессы окисления. "Ну, или его едят неизвестные внеземные бактерии, – улыбнулся ученый, закуривая трубку, – но это только гипотеза".

По словам Суханова, о метеорите в глухой деревне тут же прознали "черные копатели". Буквально за один летний сезон все поле было изрыто грабительскими ямами. "Скорее всего, ничего они на нем не заработали, – флегматично пояснил Суханов, – легенды о высокой стоимости метеоритного вещества не соответствуют действительности. Вот если вы найдете нечто по-настоящему уникальное и сможете продать этот метеорит, например, Британскому музею, тогда да, можно и заработать. А с остальными метеоритами больше мороки. Тем более когда они на глазах окисляются". Только вот Михаил Константинович относит дронинскую катастрофу, по меньшей мере, к периоду X в. до н.э.

Что ж, попробуем подвести итоги. Молчание российских ученых вполне объяснимо. Кому же хочется признавать такое поражение – феномен сродни Тунгусскому находится у вас под носом, а обнаруживает это американец, анализируя космоснимки у себя дома. И что совсем нехорошо, в отличие от Тунгуски, где не найдено ни одного осколка предполагаемого метеорита, тут под ногами лежат тонны метеоритного железа. Только копай и изучай.

Остается надеяться, что полноценное исследование московско-рязанского феномена – цепи кратеров и метеоритного вещества из них, - все-таки начнется в России. И тогда нас, может быть, ждут не менее сенсационные открытия.