Динозавры бились насмерть за право размножаться

Палеонтологи, исследующие останки редкого вида тираннозавров, пришли к выводу, что большинство особей не доживали до зрелого возраста и гибли в подростковой борьбе за партнера




Мезозойские гиганты, вымершие за миллионы лет до появления человека, оказывается, мучались теми же проблемами, что и нынешний царь зверей, сапиенс. Вот, к примеру, кризис среднего возраста – ну какое, казалось бы, дело грубым гигантам до этого тонкого страдания, утонченной муки зрелости и всех прочих бед, терзающих разум? Представьте себе, гиганты тоже плачут! Страстно любят и умирают от нервного истощения. Ну, по поводу любви и страсти, это, пожалуй, уже чересчур, а вот термин "борьба за самку" тут в самый раз.

Итак, палеонтологи установили, что юные тираннозавры, только-только обретшие способность размножаться, порой погибали в расцвете сил, исчахнув от бесконечной борьбы с другими зрелыми особями. Откуда такие подробности? – спросите вы. Все оттуда же, из канадской землицы, где встречаются огромные залежи доисторических костей, фоссилий, - или, проще говоря, окаменелостей.

В 1910 г. в местечке Альберта, где спокон веку велись раскопки, ученые обнаружили останки целого выводка тираннозавриков – целых 22 скелета – и, поскольку найденные кости не встречались ни в одной тогдашней классификации, дали новому виду имя – Albertosaurus sarcophagus, то есть, прямо по названию городка.

Спустя столетие исследователи вернулись к той давней находке и решили взглянуть на нее по-новому, даром что научная классика. Вопросов накопилось море. И самый наболевший: почему, скажите на милость, столько динозавров оказались на таком крохотном пятачке? Все просто – смерть настигла их примерно в одно и то же время, слепив этакую "скульптуру эпохи", то есть, время гигантов "как оно есть", as is.

По этому-то слепку ученые и восстановили картину жизни альбертозавров, неожиданно сходную с современным млекопитающим пейзажем. Большинство великанов, по словам палеонтологов, умирали, так и не достигнув зрелого возраста – кто-то попадал в лапы хищников, кто-то отпадал сам по себе без материнского внимания, кого-то отфильтровывала эволюция, не терпящая увечий и слабостей. Самым опасным возрастом для тираннозавров (да и для динозавров вообще) был, ясное дело, период младенческой беспомощности, а вот второй пик опасности наблюдался где-то между 13 и 16 годами. Знакомые рамки, не правда ли? Верно, период полового созревания, подростковые терзания, когда юные альберто включались в конкуренцию за право продолжения рода, а их юные партнерши, выбиваясь из сил, защищали кладки яиц от зубастых атак с воздуха.

Наука называет это состояние "сексуальный стресс". Разумеется, выдерживали его далеко не все, и многие особи валились замертво.

"Такое ощущение, что динозавры, так же как и современные позвоночные, переживали кризис среднего возраста", - говорит Грегори Эриксон из университета штата Флорида, США. – Фоссилии сохранили следы борьбы, драки за кладки и прочих внутривидовых неурядиц". По подсчетам команды Эриксона, лишь 2% альбертозавров достигали своих гигантических размеров, остальные же гибли в подростковом возрасте. Именно этим, считают ученые, и объясняется их редкость по сравнению с останками других видов.

Выбор читателей