Иран демонстрирует абсолютное бесстрашие

Иранский МИД вновь смешал карты. Резолюцию Совбеза ООН по ядерной проблеме руководство Исламской Республики отвергло и на всякий случай сообщило, что даже в случае нападения будет тайно вести научные разработки


ФОТО: AP



Помните роман Джозефа Хеллера "Уловка-22"? Хеллер придумал термин, впоследствии вошедший во все толковые словари английского языка: Catch-22, ловушка, абсурдная ситуация, из которой по определению не может быть выхода. История с иранским мирным атомом все больше напоминает пункт 22 устава военной части, описанной в хеллеровском романе. Согласно этому пункту, каждый летчик мог быть отстранен от полетов по собственному желанию при условии, что его признают сумасшедшим. Однако человека, обратившегося к медикам за освидетельствованием, уже не нельзя назвать сумасшедшим, ведь он знает, чего хочет. Следовательно, он продолжает летать.

Иранская дипломатия твердо убеждена, что ядерный конфликт можно решить за столом переговоров, однако начинать переговоры нет смысла, пока мир не признает право Ирана на мирный атом. Уловка-22!

В воскресенье официальный представитель МИД Исламской Республики Хамид Реза Асефи заявил, что резолюция Совета Безопасности ООН по Тегерану "абсолютно неприемлема". Это дурной знак. Если вы помните, раньше предложения Совбеза, евротройки, шестерки и России получали с переменным успехом статус просто "неприемлемых" или "недопустимых". На фоне ливанской войны Иран стал совсем уж категоричен.

Впрочем, оставим лексический анализ и вернемся к фактам. "Принятая СБ ООН резолюция для Ирана абсолютно неприемлема. Этот документ официально не признает право Тегерана на мирные ядерные технологии", - сказал Асефи и тут же прибавил, что по-прежнему надеется на дипломатическое разрешение вопроса.

"Говорить" с Ираном уже пробовали – получилась абсурдная беседа вничью, после которой обе стороны взяли бессрочный тайм-аут, ровно ничего не решив. Особенность уловки-22 a la Махмуд Ахмадинежад заключается в том, что она дает своему автору дополнительное время. Пока Европа ломает голову над заведомо неразрешимой головоломкой, Иран включает центрифуги и загружает урановое сырье на обогащение. На каждое возражение типа "Мы против" Тегеран отвечает: "Это недопустимо" и делает шаг вперед, к ядерному циклу. Таким образом, прогресс иранской энергетики катится себе по рельсам теократии, подпитываемый резким неодобрением Запада, и ни в какую не желает тормозиться. Кто виноват? Естественно, Запад, охотно отвечает Асефи.

"Европейцы сами сошли с пути переговоров и передали иранское "ядерное досье" в СБ ООН, не дождавшись ответа Тегерана на пакет предложений "шестерки", - говорит дипломат. Совбез переварил досье и выдал резолюцию, "абсолютно неприемлемую", поэтому теперь все надо начинать с начала. Но сначала… И так далее.

Впрочем, у атома есть еще один шанс: 22 августа сего года Тегеран обещает дать ответ на пакет инициатив мирового сообщества, который некогда доставил иранскому руководству сам верховный комиссар Евросоюза Хавьер Солана. Кстати, изначально Солана выделил Ирану около недели на раздумья, но потом за счет многочисленных уловок срок как-то незаметно растянулся на все лето.

Кстати, о санкциях. Никакие санкции Иран не пугают - будь то политические или же экономические - страна готова "мирноатомные" разработки даже в условиях ядерной зимы.

"В случае военного нападения, Иран будет вынужден тайно развивать ядерную программу", - сообщил секретарь Высшего совета нацбезопасности ИРИ Али Лариджани. Конечно, бомбить Иран - дурацкая затея, соглашается Лариджани, на такое никто не пойдет, вот поэтому-то "в настоящее время Тегеран открыто ведет работы в ядерной сфере". А вот если... Тут секретарь переходит на классический ультимативный тон: "Если это случится, в регионе произойдут кардинальные изменения". Впрочем, сомнительно, что американцы решатся на столь глупый поступок", заключает иранский чиновник.

Выбор читателей