"Евросеть" задвинет Nokia в угол

Крупнейшая российская сеть салонов сотовой связи "Евросеть" заявила о временном разрыве торговых отношений с компанией Nokia в одностороннем порядке. Теперь телефоны этой марки будут стоять на самых дальних полках




На российском рынке мобильных телефонов, который уже несколько лет развивается с невероятной интенсивностью, похоже, грядут некоторые перемены. Крупнейшая российская сеть салонов сотовой связи "Евросеть" в очередной раз вступила в конфликт с компанией-производителем мобильных телефонов. Подобная история уже происходила некогда с трубками Samsung, а теперь в ссылку на самые дальние полки отправится продукция фирмы Nokia.

Причиной решения руководства "Евросети" является, как гласит поступившее в редакцию "Yтра" письмо председателя совета директоров и совладельца сети салонов Евгения Чичваркина своим сотрудникам, отказ Nokia предоставить дистрибьюторские права на реализацию их товара на всей территории СНГ, а также сохранить эксклюзивные права на продажу трубок Vertu. Как пишут авторы послания "Евросети", "модные модели нам не грузят, а бизнес с Vertu хотят отдать друзьям своих сотрудников".

Меры, о принятии которых, начиная с 23 августа, заявили представители сети салонов, подразделяются на несколько пунктов. Во-первых, имеющиеся в продаже телефоны опальной фирмы будут перемещены с центральных витрин на самые дальние полки, где будут стоять без описаний. Причем продажа этих мобильников будет осуществляться только по настоятельному требованию клиентов, консультантам же рекомендовать покупку аппаратов запрещено.

Во-вторых, сотрудникам "Евросети" с 1 октября будет запрещено иметь в личном пользовании телефоны Nokia. В упомянутом выше письме говорится: "Свои телефоны можно оценить по любой цене и продать с синим ценником как б/у, деньги полностью забрать себе. Людям взамен этого будет предоставлена возможность купить телефон любой другой марки, не по корпоративной, а по закупочной цене". В-третьих, "Евросеть" по всем странам СНГ обнуляет ставку заработной платы за продажу телефонных аппаратов своего оппонента. Для сравнения: аналогичная базовая ставка по Samsung равна единице.

Президент "Евросети" Эльдар Разроев сказал корреспонденту газеты "КоммерсантЪ": "Не стану комментировать письмо, однако могу подтвердить, что в нашей сети имеет место демотивация персонала по продажам телефонов Nokia. Мотивация по другим брендам повышена, чтобы сотрудники не потеряли в деньгах". Со своей стороны, представители компании Nokia крайне сдержанно отзываются о новой коммерческой политике своего крупнейшего закупщика. ""Евросеть" – ценный партер и важный игрок на рынке. Мы всегда делали все возможное, чтобы вести бизнес c ними как можно лучше. Такова наша позиция", – говорит Алессандро Фиорентино, генеральный директор Nokia Customer and Market Operations в СНГ.

О последствиях этого решения крупнейшей российской сети салонов мобильной связи судить пока трудно. Некоторые специалисты полагают, что Nokia, возможно, придется уступить "Евросети", поскольку от нее зависит львиная доля продаж продукции компании. Эксперт РБК Константин Прокшин сказал корреспонденту "Yтра": "Не исключено, что Nokia потеряет лидирующее положение из-за разногласий с "Евросетью". Решение "Евросети" связано с попыткой добиться более привлекательных условий для себя от финского производителя. Такие методы для "Евросети" не новы - подобное она уже опробовала на Samsung".

С другой стороны, директор департамента PR и внешних связей группы компаний Dixis Татьяна Москалева считает, что, поскольку "доля Nokia на российском рынке сегодня превышает 25%, урезание ассортиментного ряда приведет к оттоку покупателей и уменьшению получаемой прибыли. Компенсировать это за счет продаж других брендов практически невозможно. Также минус в том, что подобная политика сильно дезориентирует покупателей – когда постоянно возникают ограничения по тому или иному бренду (Samsung, Nokia и т. д.), намного проще выбрать для покупки магазин, в котором гарантированно присутствуют все производители".

Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что "Nokia проводит осознанную политику по сдерживанию роста доли "Евросети" Она выражается в варьировании поставляемых продуктов, предоставлении их другим розничным сетям. Производитель не хочет создавать прямой зависимости между собой и одним розничным игроком". По мнению эксперта, из-за конфликта с "Евросетью" компания-производитель может уступить первое место на рынке своему конкуренту Samsung, но разрыв между ними, по прогнозам MRG, будет незначительным, поскольку конкуренты "Евросети" сейчас начнут торговать трубками Nokia более активно.

По заявлению Евгения Чичваркина, возобновление работы с продукцией опальной фирмы прогнозируется на 2008 год.

Выбор читателей