Войны будут идти до последней капли воды

На Востоке борьба за водные ресурсы становится главной темой международной политики. Споры идут и на Ближнем Востоке, и в Африке, и в Азии. Войны будут идти уже не за нефть, а за пресную воду




Как и сотни лет назад, на Востоке борьба за водные ресурсы становится главной темой международной политики. Особенно если имеются нерешенные вопросы совместного использования источников пресной воды между Израилем, Ливаном и Сирией. Собственно, пишут сегодня "Новые Известия", еще десять лет назад вице-президент Международного банка реконструкции и развития Исмаил Серагельдин предупреждал о том, что войны нынешнего столетия будут вестись не за нефть, а за воду.

И не только вице-президент МБРР, добавлю. Постоянное повышение температуры воздуха на поверхности Земли может стать чуть ли не главным фактором, который в скором времени вызовет ряд серьезных вооруженных конфликтов. Об этом в феврале нынешнего года заявил министр обороны Великобритании Джон Рид, который полагает, что в ближайшие 20-30 лет, если, конечно, человечество еще не погибнет, вероятность войн резко повысится. Причина - пресная вода, споры из-за которой разгораются уже сейчас почти на всех континентах планеты.

Среди наиболее горячих точек называются река Иордан, недостаток воды в которой способен разжечь новый серьезнейший конфликт между Израилем, Палестиной и Иорданией, а также реки Евфрат (Турция - Сирия), Нил (Египет - Эфиопия), Брахмапутра (Китай - Индия), Ганг (Бангладеш - Индия) и Окаванго (Ангола - Намибия).

Вернемся на Ближний Восток. Там еще осенью 2002 г. Ливан построил на пограничной с Израилем реке Ваззани водозаборную станцию, что вызвало резкое обострение отношений с Израилем. Еще тогда Тель-Авив заявил, что забор вод из приграничных рек будет вполне достаточным поводом для войны. К тому же до сих пор не решен конфликт вокруг принадлежности ферм Шааба - района, вполне обеспеченного пресной водой. Уходя из Ливана в 2000 г., Израиль "забыл" отдать фермы. А теперь на эти земли претендуют и Израиль, и Ливан с "Хезболлой", и Сирия.

Удерживаемые с 1967 г. Израилем Голанские высоты являются стратегическим районом: кто владеет ими, тот контролирует верховья Иордана. А ведь именно из Иордана насыщается Тивериадское озеро – основной источник наполнения израильского водопровода.

"НИ" отмечают, приводя слова профессора Муфида Клотейша - заведующего кафедрой экономики Ливанского госуниверситета, - что не случайно израильтяне в ходе наступления в Ливане пытались захватить прежде всего бассейн приграничной реки Хасбани. И теперь они контролируют водные ресурсы этого бассейна, лишив тем самым ливанцев их собственных водных ресурсов.

В Азии стакиваются с теми же проблемами. Так, казахстанские эксперты-демографы отмечают, что население республики никогда не будет многочисленным, и причина тому – дефицит водных ресурсов. В январе нынешнего года в Астане был представлен "Отчет о человеческом развитии Казахстана за 2002 год", подготовленный экспертами Программы развития ООН (ПРООН). Главной темой документа стало как раз водообеспечение. (Хотя в исследовании и фигурируют данные 2002 г., очевидно следующее: в этом отношении мало что изменилось.) А сделанные выводы сводятся к тому, что критическое состояние водохозяйственных систем Казахстана становится угрозой для здоровья населения и развития экономики. По обеспеченности водой в расчете на площадь территории Казахстан находится на последнем месте среди всех постсоветских стран. По состоянию на 1991 г. его водные ресурсы оценивались всего в 2,1% от запасов бывшего СССР, и с тех пор ситуация только ухудшилась.

Как известно, пишет издание, казахстанские реки – Или и Иртыш – берут свое начало на территории Китая. Еще во времена Советского Союза экологи указывали на то, что китайцы постоянно увеличивают водозабор, причем если тогда эта тема активно обсуждалась, то с началом нового столетия стало ясно: Китай от своих планов не откажется, поэтому надо искать пути самостоятельного решения сохранения водных ресурсов.

Выбор читателей