В России грядет национализация воды

За пользование водой будут платить все, а нарушители нового Водного кодекса будут возмещать нанесенный ущерб, а также подвергаться административной и уголовной ответственности

Человек на 90% состоит из воды. И хотя мы привыкли не обращать внимания на это, когда воды достаточно, ее отсутствие сразу становится для людей настоящей катастрофой. Ситуация с сокращением запасов воды во Владивостоке наглядно это продемонстрировала.

Более того, некоторые расчеты показывают, что доходы от торговли водой уже сейчас составляют около 40% от доходов от продажи нефти, а в будущем могут значительно увеличиться. Между тем в мире от жажды ежегодно умирают более 3 млн человек, а 400 млн на планете страдают от нехватки пресной воды.

Острую потребность в воде испытывают наши южные соседи по СНГ. В годы оные широко обсуждался проект переброски северных рек на юг, а совсем недавно к этой теме вернулся столичный градоначальник, предложивший продавать пресную воду среднеазиатским государствам.

Вместе с тем в вопросах законодательства о водопользовании, по мнению Минэкономразвития, есть немало пробелов. В действующем своде законов, принятом в 1995 г., нет четкого определения водного объекта, что приводит к неясностям в определении предмета водного законодательства. К водным объектам МЭРТ предлагает отнести внутренние морские воды, территориальное море, поверхностные водотоки (реки, ручьи, каналы), поверхностные водоемы (болота, озера, пруды, водохранилища), естественные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники и снежники. Подземные водохранилища тоже вошли в список водных объектов отдельной строкой.

Также в действующем законодательстве отсутствуют четкие критерии санкций за нарушение гражданских и административных норм водопользования, отдельные категории юридических лиц освобождены от платы за использование водных объектов, что приводит к ухудшению состояния водных объектов и объектов водохозяйственной инфраструктуры.

В этой связи МЭРТ разработал проект нового Водного кодекса, который в составе правительственного законодательного пакета должен быть представлен на обсуждение в Госдуму в ходе весенней сессии. По мнению МЭРТ, новый кодекс решит ряд проблем водопользования: разделит права собственности и полномочия по управлению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, отменит лицензии на водопользование. Помимо этого будет реформирована система государственного управления водными объектами на федеральном уровне. Функции распоряжения водными объектами сосредотачиваются в специализированном государственном учреждении, которое является единым балансодержателем инфраструктуры водного фонда. Кроме того, предлагается положение, по которому средства, полученные за пользование водными ресурсами, должны в полном объеме направляться только на финансирование мероприятий по использованию и охране водных объектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что принятие нового Водного кодекса окончательно закрепит федеральную собственность на пользование водными объектами, а доля государства в ней составит 95%. Остается надеяться, что власти разумно распорядятся этим природным богатством, и сумеют сохранить водные ресурсы для будущего.

Выбор читателей