Тбилиси сделал вид, что испугался

Провоцируя Россию, Саакашвили принуждает патронирующие Грузию США действовать решительнее в плане продвижения ее в сторону НАТО. А НАТО – это вытеснение России из Грузии и власть в Абхазии и Осетии




Российские власти предъявили свой адекватный ответ Грузии, руководство которой несколько дней назад по обвинению в шпионаже дало санкцию на арест четверых российских военнослужащих. В понедельник с этим закавказским государством наша страна прервала все виды транспортного сообщения, а заодно и почтовую связь. Теперь в Грузию не пробиться ни поездом, ни самолетом, ни паромом, ни на автобусе. А грузинским коммерсантам, которые ведут свой бизнес в России, а также всем тем, кто связан с республикой родственными и дружескими узами, будет невозможно сделать туда денежный перевод, да и просто написать.

Предложенные меры – самые очевидные, но, по сути, и единственно возможные. С момента начала кризиса – 27 сентября - всем было понятно, что России придется реагировать жестко. Слишком нетипичной, даже для давно уже прохладных отношений между двумя странами, стала ситуация. Задержания российских военных, жесткие обвинения в их адрес, истерия, возникшая в самой Грузии вокруг этого сюжета, - все это молниеносно перекинулось в саму Россию. Становилось ясно, что мямлить и пыжиться больше не получится - оплеуха оказалась на редкость звучной.

Однако и бить соседнее государство наотмашь Москве явно не с руки. Несмотря на утечки из Генерального штаба слухов о возможности силового давления на Грузию, и в Тбилиси, и в Москве понимали: никакого силового развития событий быть не может. В этом смысле настоящую опасность представляли не горячие головы из российского Минобороны, а грузинские силовики, которые, блокируя российские штабы и базы, могли спровоцировать вооруженное противостояние.

К счастью, такой сценарий событий удалось предотвратить. Россия выбрала другую меру воздействия – блокаду. Впрочем, в отличие от тех же США или Великобритании, российское законодательство пока плохо приспособлено к практике осуществления подобных мер. В Америке, к примеру, существует хорошо прописанный корпус статей, обосновывающих универсальный принцип наложения эмбарго и санкций на недружественные Вашингтону режимы. Россия же, по сути, только начала сталкиваться с подобной необходимостью.

Отсюда – вчерашние, с позволения сказать, обоснования транспортно-почтового прессинга. К примеру, приостановка воздушного сообщения с Грузией официально была связана "с накопившимся долгом за обслуживание грузинских пользователей воздушного пространства": просроченная задолженность составила уже более $3,6 млн, а текущая превысила $176 тысяч. В свою очередь, пресс-служба ФГУП "Почта России" сообщила, что сообщение с Грузией прервано из-за "несоответствия требованиям безопасности вложений в почтовые отправления, направляемые в Россию из этой страны". То есть ничего личного – долги, небезопасность и так далее. Кстати, для возвращения на российский рынок грузинского вина тоже предпосылок нет, заявил вчера Геннадий Онищенко – оно по-прежнему некачественное.

Что касается Тбилиси, то он постарался выжать из ситуации максимум: скомпрометировать Россию в глазах стран-членов НАТО, и, прежде всего, в глазах США, предъявив "невозможность" существования Грузии как свободного государства вне рамок Североатлантического альянса.

В то же время Грузия не решилась испытывать судьбу и вчера передала четырех задержанных российских военнослужащих представителям ОБСЕ. Вчера же офицеры на самолете МЧС вернулись в Россию. Грузинская сторона прокомментировала передачу россиян крайне невразумительно. Ни из уст президента Михаила Саакашвили, ни от главы парламента Грузии Нино Бурджанадзе не прозвучала даже обычная в подобных ситуациях отсылка на "добрую волю". Внешне это выглядело так, что официальный Тбилиси просто сильно струхнул.

Впрочем, как бы лестно эта версия ни звучала для уха россиян, вряд ли дело в этом или только в этом. Грузинское руководство, без сомнения, с самого начала понимало, чем рискует, раздувая дело о "шпионаже". Михаил Саакашвили, которого оппоненты и недоброжелатели давно обвиняют в авантюризме, часто действительно действует на грани фола. Провоцируя Россию, он в то же время принуждает патронирующие Грузию США действовать решительнее в плане продвижения этого кавказского государства в сторону НАТО. А НАТО – это вытеснение России из Грузии, а значит, и возможный уход ее миротворцев с территории Абхазии. И значит – шанс для Тбилиси предпринять попытку силой добиться восстановления своей власти и в Абхазии, и в Южной Осетии. В этом смысле даже самые отчаянные авантюры грузинского лидера – вполне последовательны и логичны.

Вероятнее всего, возврат России ее граждан несколько притупит остроту нынешнего конфликта. Но Москва теперь уже задний ход не даст. Понятно, что Тбилиси будет провоцировать Россию еще не раз – просто потому, что ничего другого в нынешнем своем положении Михаилу Саакашвили делать не приходится. В Москве это знают. И потому вряд ли захотят еще раз столкнуться с угрозой стать "мальчиком для битья". Надо полагать, что все прозвучавшие в эти дни предложения, фактически берущие Грузию в блокаду, будут претворены в жизнь в полной мере. Тем более что многим политикам внутри России уже давно интересно посмотреть, работают ли на практике те самые сценарии, которые еще пару лет назад считались верхом радикализма.

Выбор читателей