Коррупционеров на всех не хватит

Оппозиция и провластные партии будут соревноваться не столько в выработке действенных мер по искоренению коррупции, сколько в подсчетах барышей и презентов, незаконно осевших в карманах своих оппонентов




Не исключено, что борцов с коррупцией в России скоро станет больше, чем самих коррупционеров. Причем опасность этого социального явления осознается в следующем порядке: сначала об этом говорит президент Путин, затем "Единая Россия", а вслед за ней взяточниками и мздоимцами начинает интересоваться оппозиция. Которая, не желая оставаться в стороне от популярнейшей предвыборной темы, по закону жанра обвиняет в коррумпированности всех вышеперечисленных.

Вчера о совместных действиях в борьбе с коррупцией неожиданно договорились КПРФ, СПС и "Яблоко". От КПРФ соглашение подписал ее лидер Геннадий Зюганов, от СПС – председатель Федерального политсовета Никита Белых, от "Яблока" - зампред партии Сергей Митрохин. Вместо конкретных рецептов борьбы с вышеназванным злом - очередная констатация "сверхоригинальных" фактов. "Трудные времена в России", "так называемая стабильность, которой столь гордится нынешняя власть" и которая есть не более чем "миф, сочиненный для прикрытия истинного положения вещей", и крах общественных надежд "на честную и ответственную власть, на законодательство, соответствующее чаяниям граждан" - вот главные причины того, что "всепроникающая коррупция как раковая опухоль захватила практически все этажи государственной власти, включая правоохранительные органы, заразила экономику и политику".

Как будет побеждать коррупцию объединенный лево-правый фронт, не понятно – обещано лишь, что "всеми доступными законными средствами". Еще необходимо "создание системы управления государством, основанной на служебном долге и гражданской ответственности", проявление "политической воли и гражданского мужества в разоблачении коррупционеров всех мастей, статусов и "специализаций", огласка "известных фактов коррупции и чиновничьего произвола". Также будет проведена работа по созданию "механизмов", возлагающих на чиновников всех уровней "ответственность за выполняемую работу с предусмотренной законом процедурой отзыва с выборных должностей". Одним словом, у чиновников вдруг откуда-то должна взяться гражданская ответственность, а у всех прочих – гражданское мужество для того, чтобы не просто нести им в конверте, но и открыто их потом позорить.

Главными коррупционерами, по мнению подписантов, являются "единороссы". Оно и понятно: раз "партия власти", значит, все мало-мальски сообразительные взяточники должны стекаться именно туда. Теперь, после появления "второй ноги Кремля" ("Актуальных левых"), список пополнится. Таким образом, Геннадий Андреевич, инициировавший вчерашнее межпартийное соглашение, наносит ответный удар: ведь "Актуальные левые" нацелились на его электоральную поляну, да и "Единая Россия" коммунистам отнюдь не друг.

Зачем к Зюганову примкнули демократы, тоже понятно. СПС на выборах также собирается биться с "Единой Россией", которая в свое время оттяпала у "правых" львиную долю сторонников. Сейчас, похоже, все разворачивается по тому же сценарию. Например, на днях о намерении прекратить сотрудничество с "партией проигравших" заявила предпринимательская организация "Опора России" (не успев толком это сотрудничество начать, "Опора" решила переметнуться под знамена "ЕР"), а вчера о поддержке ЕР заявила и Общероссийская общественная организация "Деловая Россия". "Мы смотрим, какая из политических структур больше и правильнее защищает интересы бизнеса и будет гарантированно это делать и в следующем электоральном цикле. Бизнес всегда очень прагматичен, поэтому мы выбираем партнера сильного, но при этом, который бы поддерживал наши идеи", - пояснил председатель ДР Борис Титов. В этой связи расчет СПС на привлечение предпринимателей, не желающих мириться с "произволом чиновников", выглядит, мягко говоря, несостоятельно.

Так что лишний раз "укусить" "ЕдРо" по тому или иному поводу для СПС совершенно нелишне. Почему бы не поддержать антикоррупционную кампанию, пусть даже в зюгановском исполнении? Враг-то общий. Только вот тема выбрана несколько неудачно. Как назло, буквально накануне вчерашних заявлений лево-правых оппозиционеров "ЕР" обнародовала свою новую предвыборную программу, в которой борьба с коррупцией числится одним из главных приоритетов. "Медведи" предлагают внести изменения в УК, которые предусматривали бы изъятие полученного в качестве взятки имущества, введение ответственности юридических лиц за взяткодательство и проведение общественных антикорррупционных экспертиз законопроектов. Так что оппозиция опять опоздала: тема, как говорится, уже занята.

Впрочем, понятно, что и "Единая Россия" озвучила проблему далеко не первой. За месяц до саммита "восьмерки", в рамках X Петербургского экономического форума президент Путин пообещал руководителям иностранных компаний, что отныне борьба с коррупцией в России будет вестись более жестко, эффективно и последовательно. 16 июля План действий по борьбе с коррупцией одобрили участники саммита G8, констатировавшие, что коррупция угрожает "глобальной безопасности и стабильности, открытым рынкам и свободной торговле, экономическому процветанию и обеспечению правопорядка", оказывает "разрушительное влияние на демократию, принципы верховенства закона и социально-экономическое развитие", "способствует распространению организованной преступности и терроризма, подрывает доверие общества к правительству и дестабилизирует экономику". Главы государств обязались "выявлять и преследовать в судебном порядке коррумпированных государственных чиновников и тех, кто их подкупает", препятствовать созданию благоприятных условий для хранения коррупционных активов, защищать финансовые рынки от преступных злоупотреблений, включая взяточничество и коррупцию. "Восьмерка" также подтвердила намерение отказывать в выдаче разрешений на въезд и предоставление убежища государственным чиновникам, виновным в коррупции, бороться с "неправомерным использованием государственных ресурсов", реформировать системы государственных закупок, создавать и развивать механизмы, способствующие эффективному возврату активов. Политики обязались "содействовать глобальной ратификации и реализации Конвенции ООН против коррупции и призвать государства, которые еще не ратифицировали эту конвенцию, сделать это как можно скорее".

Спустя десять дней Путин подписал федеральный закон "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию", принятый Госдумой 8 июля этого года и одобренный Советом Федерации 14 июля (этот документ Россия подписала в Страсбурге еще в 1999 году). Согласно конвенции, субъектами коррупционных преступлений являются не только физические лица, как в российском уголовном законодательстве, но и юридические лица. В документе также предусматриваются санкции финансового характера, в том числе конфискация или иное изъятие орудия совершения преступления и доходов или имущества от коррупционных преступлений.

После этого последовали заявления ряда высокопоставленных лиц на ту же животрепещущую тему. В Генпрокуратуре РФ создали специальный отдел по борьбе с коррупцией, призванный следить за соблюдением законодательства государственными и муниципальными чиновниками. Генпрокурор Юрий Чайка назвал борьбу с коррупцией одним из приоритетных направлений работы и отметил, что акценты будут сделаны на профилактику коррупции и на "выявление коррупционных проявлений среди чиновничества, и на достаточно высоком уровне".

В середине сентября полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко обозначил коррупцию как "угрозу национальной безопасности", а министр финансов Алексей Кудрин предложил ввести контроль за подарками чиновникам. 24 сентября идею Кудрина развил Высший арбитражный суд РФ (ВАС), представив собственный законопроект о введении контроля за подарками должностным лицам. По словам руководителя аппарата ВАС Игоря Дроздова, все подарки, связанные с исполнением служебных обязанностей чиновниками, надо запретить, кроме полученных "в рамках служебной командировки и официальных мероприятий, если только работник был направлен на это мероприятие своей организацией" и если их стоимость не превышает 4 тыс. рублей. В противном случае "подарки полагается сдать в соответствующий орган власти, где работает чиновник". Примечательно, что подарки от близких родственников чиновникам не возбраняются, но предлагается ввести обязательность декларирования подарка, если его сумма превышает 100 тыс. рублей.

Тема борьбы с коррупцией, похоже, станет одной из основных и на предстоящих выборах. Однако не исключено, что соревноваться оппозиция и провластные партии будут не столько в выработке действенных мер по искоренению этого "недуга", сколько в подсчетах барышей и презентов, незаконно осевших в карманах своих оппонентов.

Выбор читателей