Крамник отказал Топалову в реванше

В Элисте завершился матч за звание абсолютного чемпиона мира по шахматам, владелец короны определен, а страсти все не утихают. Соперники обвиняют друг друга в недостойном поведении и говорят о матче-реванше




Матч за звание абсолютного чемпиона мира по шахматам между россиянином Владимиром Крамником и болгарином Веселитон Топаловым завершился еще в воскресенье, однако послеигровая атмосфера такова, что сунешь пальцы – взорвется. В частности, болгарин потребовал от россиянина провести с ним матч-реванш. И дату назвал – март 2007 года. Однако Крамник заявил, что возможность проведения матча-реванша даже не рассматривает.

Итак, день назад мировые информационные агентства со ссылкой на неофициальный сайт болгарского шахматиста опубликовали репортаж о прилете Веселина Топалова в Софию, где его встречали, как героя. Во время пресс-конференции болгарский гроссмейстер сообщил, что, по его информации, правила проведения матчей за звание чемпиона мира предусматривают матчи-реванши. Для этого проигравший свой титул бывший чемпион должен – самое главное – обладать рейтингом ЭЛО более 2700 пунктов, обеспечить призовой фонд в размере $1,5 млн и гарантировать выплату ФИДЕ 20% от суммы призовых.

Информацию о возможном проведении матча-реванша подтвердил менеджер Топалова, "серый кардинал" Сильвио Данаилов, едва не сорвавший поединок в Элисте. Именно Данаилов устроил так называемый "туалетгейт" – один из самых громких скандалов в истории мировых шахмат. Он отметил, что найти требуемую сумму денег не составит труда, поэтому никаких препятствий к проведению матча-реванша быть не должно. "Мы хотели бы провести матч в Софии, поскольку уже играли на территории соперника и убедились, что на нас оказывалось серьезное давление", – подчеркнул менеджер.

Рассуждая о гипотетическом матче, болгарская сторона совершенно не принимала в расчет то обстоятельство, что Владимир Крамник может и не дать согласия на поединок. А ведь именно Крамник является абсолютным чемпионом мира, и именно он диктует условия. "Я себя чувствую обязанным помочь выстроить стройную систему розыгрыша первенств мира, поэтому я буду заниматься только этим, а что касается матча-реванша, то завтра меня может вызвать Ананд, потом – Леко, – заявил чемпион. – Конечно, я понимаю, что Топалов хочет реванша, но я считаю, что сейчас неподходящий момент для подобных "сериалов", которые могут затянуться до бесконечности. Есть еще ряд шахматистов, претендующих на чемпионский титул, которых нельзя игнорировать".

Так что с мечтой о скорейшем проведении матча-реванша команде Веселина Топалова придется распрощаться. Если бы не "туалетгейт", Крамник наверняка согласился бы вновь сыграть с болгарином. Российский гроссмейстер подчеркнул, что его соперник в Элисте вел себя недостойно, постоянно пытаясь спровоцировать его на резкие действия. "Этот конфликт повлиял на меня. Мне не удалось сразу восстановиться, и несколько партий я провел не на своем уровне, хотя два моих поражения я не списываю только на мое состояние – мой соперник хорошо играл", – сказал Крамник.

Абсолютный чемпион мира сообщил, что в настоящее время его гораздо больше волнует судьба матчей за чемпионский титул, поскольку он ведет переговоры с ФИДЕ о выработке формы проведения таких матчей. По мнению Владимира Крамника, не стоит отказываться от матчевых баталий, поскольку именно с ними у многих болельщиков ассоциируются шахматы. С гроссмейстером согласен и глава Российской федерации шахмат Александр Жуков, который считает, что возможный отказ от матчей губителен для дальнейшего развития игры. "Если пойти по пути определения чемпиона мира в шахматах каждый год, то ценность титула девальвируется", – убежден он.

Позиция Крамника и РШФ идет вразрез с позицией ФИДЕ, которая уже готовит проведение очередного чемпионского цикла в 2007 г. в Мексике. Не исключено, что если сторонам не удастся договориться, то шахматы вновь окажутся разбиты на две части. И останется болельщикам не шахматные трансляции смотреть, а читать книгу о туалетном скандале, выход которой в тираж в ближайшее время анонсировал Сильвио Данаилов.

Выбор читателей