Коммунисты хотят лишить Ющенко последней опоры

Уход из правительства Януковича министров-нашеукраинцев – Романа Зварыча, Игоря Лихового, Юрия Павленко и Юрия Поляченко - вынужденный компромисс между электоральными интересами и здравым смыслом




Уход из украинского правительства министров-нашеукраинцев Романа Зварыча, Игоря Лихового, Юрия Павленко и Юрия Поляченко можно расценивать как вынужденный компромисс между электоральными интересами и здравым смыслом. "Наша Украина" столько раз грозилась, уйдя в оппозицию, непременно отозвать из правительства своих представителей, что не сделать этого было бы уже верхом неприличия. Президент, взяв тайм-аут на раздумья, в результате констатировал: министры, прошедшие в правительство по квоте НУ, должны быть последовательными в своих действиях и выполнить волю своей партии, поскольку последовательность - признак политической ответственности. В то же время Ющенко все-таки решил минимизировать жертвы и настоял на том, чтобы в Кабмине остались Юрий Луценко (МВД), Анатолий Гриценко (МО) и Борис Тарасюк (МИД), назначенные по его квоте. Луценко, что называется, развернули на полпути: заявление об отставке по просьбе Ющенко им было написано, но утром следующего дня президент передумал, и заявление "в связи с консенсусом решения президента, премьера и главы ВР" было отозвано. Сам Луценко заявил о том, что "посвятил милиции жизнь" и не собирается уступать место "вероятным недемократичным последователям".

Таким образом, под контролем президента остаются оборона, внешняя и внутренняя политика – остальные вакантные места (министерства по делам семьи, молодежи и спорта, юстиции, культуры и туризма, и здравоохранения) уже готовы занять "регионалы", социалисты и коммунисты. По словам Януковича, отставка представителей НУ "не нарушит работы правительства", и оно "будет работать стабильно". Впрочем, в БЮТ предсказывают иной сценарий, говоря о том, что выход "нашеукраинцев" из правительства приведет к очередному правительственному кризису. В свою очередь, некоторые члены НУ считают, что лишать министерских портфелей только их представителей несправедливо – правительство создавалось как коалиционное, но раз переговоры о создании широкой коалиции провалились, в отставку должны уйти все участники переговорного процесса во главе с Януковичем. Как бы там ни было, у добровольной отставки есть еще один плюс. В противном случае министрам-нашеукраинцам "светило" принудительное и позорное изгнание за "несоответствие". При том, что премьер Янукович на днях заявил об отсутствии "вопросов" к коллегам от НУ по Кабмину, его соратники по антикризисной коалиции, коммунисты, четко дали понять: если "нашеукраинцы" обманут и не покинут правительство, их "попросят". В частности, лидер КПУ Петр Симоненко заявил вчера утром: если бы министры не подали заявлений об отставке, он сам на следующей неделе поднял бы этот вопрос с трибуны ВР. "Их необходимо освободить от обязанностей, ведь они с ними не справляются и не имеют должной поддержки у электората", - считает коммунист. Несмотря на миролюбивый настрой Януковича, сам по себе вопрос о профпригодности, поднятый в Раде, вряд ли прибавил бы популярности "Нашей Украине" и ее ставленникам. Возможная утрата контроля над рядом министерств – малоприятный, хотя и продиктованный прагматическими соображениями шаг.

При этом обращают на себя внимание угрозы Симоненко заняться "президентской квотой" - Гриценко и Тарасюком. "Что же касается министров по квоте президента, то мы должны выполнять Конституцию. Но при этом я считаю, что необходимо заслушать отчеты о деятельности министров обороны и иностранных дел в условиях "антикризисной коалиции". Я сегодня вижу только болтовню от них о том, что надо идти в НАТО. Крайне необходима отставка министра обороны, поскольку его действия вообще угрожают суверенитету Украины", - заявил лидер коммунистов. Он не исключил, что после того, как коалиция заслушает отчеты этих министров, "может встать вопрос об их отставке, руководствуясь второй нормой Конституции, согласно которой президент подает эти кандидатуры, а коалиция имеет право их рассматривать". К Юрию Луценко у КПУ претензий нет – "он был назначен по договоренности с коалицией", но Ющенко это вряд ли обрадует. Для него стратегически важно сохранять управляемость обороной и внешней политикой – иначе плакали все его обещания уже в обозримом будущем довести страну до НАТО.

Так что на "оправданных жертвах" дело может не закончиться. Еще один вопрос, возникающий в связи с их отставкой – а не поторопились ли министры от НУ выполнить волю партии? На субботнем съезде НСНУ будет окончательно решаться вопрос о том, оппозиционна ли эта сила, или нет. Варианты возможны всякие – даже лидер "Нашей Украины" Роман Безсмертный не исключает того, что съезд может проголосовать за вхождение НУ в состав широкой коалиции. Если это случится, Безсмертный обещает покинуть свой пост – но не это для НУ самое страшное. Блок тогда попросту развалится.

По мнению политолога Центра политических и социальных исследований Владимира Шуваева, "чтобы избежать раскола в своей команде, "Нашей Украине" придется выбирать между бизнес-интересами и электоральными. Ведь большинство из тех, кто может покинуть оппозиционный оранжевый лагерь - бизнесмены, которым просто есть что терять в случае перехода в оппозицию".

Впрочем, даже при условии, если НСНУ уйдет в оппозицию, а Безсмертный останется у руля партии, гарантий монолитности блока нет. ""Нашу Украину" давно разъедают внутрипартийные распри. Скрытая борьба за влияние между группой Порошенко и группой Катеринчука может ускорить процесс развала партии", - уверен Шуваев

Лидер фракции СПУ Василий Цушко, в свою очередь, считает, что окончательный уход НУ в оппозицию не приведет к необратимым катаклизмам. "Будет две партии в оппозиции и три во власти, это нормально. Большинство будет существовать, правительство будет работать, но это создает определенные сложности при голосовании", - отметил социалист.

Выбор читателей