Союзники превращают Афганистан в угрозу для России

В ближайшее время не исключены попытки втянуть Россию в афганскую военную авантюру. Однако, судя по всему, в Москве хорошо понимают, что проблему невозможно решить в формате "антитеррористической коалиции"




Находящийся с визитом в Иране директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Черкесов подверг критике методы борьбы с наркотрафиком, применяемые коалиционными силами в Афганистане. Назвав их неэффективными, Черкесов отметил, что в настоящее время "мы становимся свидетелями роста производства и контрабанды героина из Афганистана". По его словам, "Россия неоднократно обращала внимание стран-участниц коалиции в Афганистане на необходимость активнее заниматься "подавлением производства наркотиков". Ранее спецпредставитель президента РФ по вопросам борьбы с терроризмом Анатолий Сафонов мягко упрекнул государства, держащие в Афганистане войска в том, что у них "нет мандата и нет желания бороться с наркоугрозой".

Очевидно, что понимания в этом крайне чувствительном для нашей страны вопросе с западными партнерами по антитеррористической коалиции как не было, так и нет. А то, о чем говорит Черкесов, давно уже не является секретом для экспертов, которые отмечают обвальный рост производства наркотиков и наркотрафика в Афганистане начиная с 2001 г. (то есть аккурат с момента вторжения в страну возглавляемой американцами коалиции). Только по данным за последний год, выращивание опиатов увеличилось на 59%, достигнув рекордной цифры 6100 тонн. В полтора раза, до 870 т в год, возросло производство героина. Коалиционные силы формально устранились от борьбы с наркобаронами, перепоручив ее местным властям, многие представители которых сами тесно связаны с наркомафией. Основные районы выращивания опиумного мака находятся на севере, на востоке и в центре страны, то есть в тех районах, которые не контролируются правительством Карзая, а гарнизонов иностранных войск там нет вообще. Подготовленная же при содействии США афганская полиция не способна выполнять свои функции, что признается в соответствующем докладе Пентагона и Госдепартамента.

Более того, согласно имеющейся информации, военнослужащие США в обмен на ненападение со стороны контролируемых наркодельцами вооруженных формирований и за определенные проценты сами опекают наиболее влиятельных представителей наркоиндустрии. А для транспортировки наркотиков из Афганистана в Европу могут использоваться не проходящие процедур досмотра военно-транспортные самолеты сил коалиции.

Проблема наркотрафика вообще не сильно заботит американцев, ведь "дурь" поступает, в основном, в Европу и Россию. Для Вашингтона гораздо более актуальной задачей является удержание стратегического афганского плацдарма, крайне важного с точки зрения контроля за энергетическими богатствами Центральной Азии и географической близости к основным конкурентам США в Евразии. Раньше это был Советский Союз, сегодня – прежде всего Китай, Индия, Иран.

Руководство НАТО в течение последних месяцев упорно требует от своих сателлитов подкрепления для размещенных в Афганистане сил. Американский посол в Афганистане даже попытался поднять боевой пыл союзников, заявив, что "некоторые до сих пор явно отвергают идею, что армия предназначена для того, чтобы воевать". Однако эти "некоторые" крайне вяло реагируют на предложение послать в афганскую топку своих солдат. Это и понятно: в европейских столицах не могут не понимать, что США пытаются решать свои стратегические задачи в Центральной Азии, стараясь переложить как можно больше потерь и ответственности на своих младших партнеров.

Однако принцип атлантической солидарности никуда не делся, и 29 ноября в Риге было принято решение направить в Афганистан дополнительное число войск численностью около 2,5 тыс. человек (в дополнение к 32 тыс. военнослужащих Международных сил содействия безопасности Афганистана (ИСАФ), основу которых составляют воинские контингенты из стран НАТО). США намерены направить в Афганистан еще два батальона, один батальон выделит Польша, Норвегия подбросит 400 человек, Болгария и Македония – небольшие подразделения. Германия, Испания, Италия, Франция и (что особенно примечательно) Турция не высказали готовности направить в Афганистан дополнительные воинские контингенты и даже снять территориальные ограничения на использование своих войск в этой стране. При этом Франция изъявила готовность помогать миротворцам ИСАФ в борьбе с талибами* на афганском юге, но не на постоянной основе, а "от случая к случаю".

В поисках новых союзников руководство НАТО усиленно обхаживало находившегося в Брюсселе Нурсултана Назарбаева. По сообщению информационного агентства Kazakhstan Today, генсек НАТО назвал Казахстан ключевым партнером альянса в Центральной Азии. В ближайшее время не исключены попытки втянуть в афганскую военную авантюру и Россию. Они могут проявляться в предложениях "поделиться богатым афганским опытом", о чем упоминал в одном из интервью министр обороны Сергей Иванов, либо в виде предложений о более активном участии в "антитеррористической коалиции", либо же как-то еще в духе так называемых "дипломатических разменов". Которые, однако, на самом деле, разменами как раз и не являются, представляя собой игру Госдепартамента в одни ворота.

Судя по всему, в Москве сегодня хорошо понимают, что афганскую проблему невозможно решить в формате "антитеррористической коалиции", основные участники которой на протяжении десятилетий способствовали превращению этой многострадальной страны в опорную базу терроризма, источник наркоугрозы и нестабильности. Тем более, мир в Афганистане невозможно установить без учета мнения его ближних и дальних соседей, прежде всего – Ирана, Пакистана, Индии, Китая, России, государств Центральной Азии. Все эти государства – участники политических консультаций в формате Шанхайской организации сотрудничества, и механизмы ШОС могут быть весьма эффективно задействованы при решении "афганского вопроса". Именно этот ресурс, скорее всего, Россия и будет готова предложить США и НАТО.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей