Лжезима мучит москвичей болезненной хандрой

Затяжная осень с ее грязью и спрятавшимся солнцем наводит на людей, особенно в больших городах, жестокую депрессию. Отсюда - болезни, бессонница, стрессы, постоянная простуда и даже потеря работы




Праздничные деньки и новогодние каникулы уже не за горами, а особой радости, которая обычно начинает обуревать россиян едва ли не с первых декабрьских дней, почему-то не наблюдается. Вопреки всякой логике, именно так мы реагируем на необычайно теплую погоду, сделавшую начало нынешней зимы аномальным. Отсутствие снега, периодическая морось с неба, грязное месиво под ногами и уныло-серый пейзаж, который совсем не украшает полное отсутствие солнца вот уже в течение нескольких недель, - все это не может не вызывать депрессию. Именно она сейчас и снедает львиную долю наших сограждан, мужественно пытающихся дождаться наконец прихода настоящей зимы.

Даже феноменальные явления, сопутствующие удивительному теплу, никого не радуют. Дивится народ на пробивающиеся среди жухлой травы цветы, на вылезшие из лесного мха шляпки грибов, на проросшие грядки петрушки, побаивается взбаламученных медведей-шатунов, истерзанных бессонницей, но при этом отчаянно грустит по хрусткому белоснежному насту и морозному румянцу на щеках. Эта хандра, которую многие наши соотечественники и за болезнь-то не считают, на самом деле представляет собой настоящую проблему для мировых организаций здравоохранения: страдают от нее целыми нациями, а эффективных лекарств до сих пор не придумали. И то правда: чем заменишь катание на санках с горы или игру в снежки? Даже поездка на горнолыжный курорт нынче не способна оказать терапевтического воздействия на страдальцев, потому что Европа находится в положении ничуть не выгоднее России. Там снег сошел даже с Альпийских вершин, а шведы так и вовсе выкидывают лыжи на помойку, с отчаяния решив, что они им больше никогда не пригодятся.

Тем временем врачи и социологи подсчитывают убытки, которые коварный сплин наносит всему обществу в целом и каждому его члену в частности. Оказывается, куча мелких и крупных недугов, рассматриваемых нами по отдельности, на самом деле представляет собой целостную картину, название которой - "Депрессия", а в роли художника выступает ненормальное тепло. Пока у россиян еще относительно стойкий иммунитет к этому расстройству по сравнению с чахлыми жителями Старого Света, но уже через полтора десятка лет сезонная депрессия по заслугам получит звание нашей национальной болезни.

Вероломная погода, нарушившая все климатические нормы, создает самые благоприятные условия для развития у горожан депрессивных состояний. А отсюда, как пишут "Новые известия, вытекает масса неприятных последствий: разнообразные хвори, подавленное настроение и - как итог - неявка на работу. Пока еще отечественная медицина не настолько способна презреть стереотипы, чтобы признать данную причину уважительной для прогула. Но на самом деле подоплека у хандры довольно серьезная.

Во-первых, из-за отсутствия солнечного света и самого вида дневного светила в человеческом организме происходит нешуточный гормональный сбой. Каждодневная серость прямо-таки убивает серотонин, дофамин, норадреналин и меланин - активные вещества, которые отвечают за химический процесс "увеселения". Особенно тяжко приходится населению городов, причем чем больше населенный пункт, тем хуже его жителям. Следовательно, москвичи переживают депрессию фактически на высшем уровне. Причиной этой печальной закономерности является наличие уймы дополнительных факторов, от которых так и хочется взвыть от тоски. К примеру, психологи авторитетно заявляют, что урбанистический пейзаж, до посинения созерцаемый каждым из нас за окном своего офиса, ничего хорошего для хрупкой человеческой психики не сулит.

Эта невзрачная панорама, в палитре которой преобладает цвет "усталая мышь", богата однотонными плоскостями большой площади. А они, как выяснилось, раздражают глаз и его хозяина тоже. Выгляните на улицу: если первое, на что пал ваш взор, это серый забор, когорта обшарпанных гаражей, обнаженные торцы домов, тоскливые торговые палатки и павильоны - то депрессия обеспечена. Не к добру и созерцание инкубаторных многоэтажек с равномерно-клетчатыми окнами, всяческих решеток вплоть до дорожных стоков. И, конечно, кафеля в метрополитене. Более однообразный и масштабный источник расстройства и вообразить себе невозможно. Конечно, столичные власти из последних сил стараются поднять горожанам настроение, развешивая повсюду жизнерадостные плакаты в ярких красках и активно готовясь к зажжению предновогодней иллюминации. Но погода, погода все портит.

Даже если кому-то из читающих этот материал вдруг показалось, что чаша сия его миновала, не стоит радоваться раньше времени. Наоборот, отсутствие явных признаков депрессии может свидетельствовать о наличии скрытого заболевания, которое заявляет о себе уже не психоэмоциональными, а физическими проблемами. Эксперты говорят: почти половина всех жалоб на хронические инфекционные заболевания связаны с потаенной хандрой, замаскировавшейся под банальную простуду или ОРВИ. Кроме того, в анамнезе такого больного могут встречаться гораздо более серьезные болезни - нарушение пищеварения, работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы, головные или мышечные боли. Даже стоическое терпение в итоге только навредит: запущенный недуг неминуемо приведет мученика на больничную койку.

Наивно было бы полагать, что при таких масштабах осенне-зимняя депрессия останется индивидуальной проблемой. В России она уже давно вышла на общественный уровень, повадившись влиять на ситуацию во многих сферах нашей жизни, в том числе и на рынок труда. Как это ни парадоксально, эмоциональная подавленность провоцирует рост безработицы, потому что жертва хандры склонна к опозданиям и неявкам на свое рабочее место, а начальство, как правило, реагирует на такие действия крайне неблагосклонно. Нежелание тащиться в надоевший офис с его урбанистическим дизайном и однотонными плоскостями усугубляется другим последствием депрессии - бессонницей. Полночи перекатываясь с боку на бок и провалившись в неглубокий сон лишь к Yтру, труженик после пробуждения испытывает вполне понятное отвращение к самой мысли о своих служебных обязанностях. Даже пересилив себя и слившись-таки с коллективом, нереально предотвратить возможное увольнение. Коварный сплин подтачивает все силы, так что выполнять задания руководства становится все труднее и труднее.

Рецептов исцеления не так много, да и простотой применения они не отличаются. Заглотить пилюлю и весь день лучиться энергией, как зайчик в рекламе батареек, не получится. Надо устранять самый корень зла, то есть недостаток света, общения, позитивных ярких впечатлений, отдыха и хорошего питания. Но, увы, даже эти меры не спасут нас, депрессивных, от этого климатического издевательства, которое по своей прихоти лишило россиян радостей зимы. А синоптики, знай себе, разводят руками, давно разочаровавшись в своих тщетных попытках предсказать приход снежного сезона и положившись на волю рока. Утешаться жителям России предлагается только одним: возможно, природа будет снисходительна, и нам не придется расплачиваться трескучими морозами за эту грязную затяжную осень.

Выбор читателей