Иностранцы начали отвечать за "базар"

С экономической точки зрения попытка в трудодефицитной России решать проблемы за счет квотирования рабочих мест по национальному признаку выглядит безграмотной и безответственной




Проблема нелегальных мигрантов не дает покоя российским чиновникам. Вчера качестве героев дня выступили представители Федеральной миграционной службы, заявившие о намерении добиваться через суд приостановления деятельности одного из крупнейших московских рынков – "Лужники". Причиной послужили многочисленные нарушения миграционного законодательства, с которыми столкнулись сотрудники ведомства в ходе последних проверок, проведенных на рынке. Однако не трудно предположить, что желание закрыть "Лужники" связано отнюдь не только с выявленными нарушениями. Подтверждением тому стали слова директора ФМС Ромодановского, напомнившего вчера о том, что с 15 января наступает "горячая пора" в наведении порядка на рынках. С этого дня вводится 40%-ная квота для мигрантов, которым, помимо других ограничений, будет запрещено торговать лекарствами и алкоголем. Возможно, предвидя неизбежные сомнения в необходимости столь активных действий по зачистке рынков, чиновник посоветовал не создавать из этого политическую проблему. Говоря о главной цели своего ведомства, Ромодановский заявил, что ФМС намерена создавать все предпосылки для цивилизованной миграции. Это, впрочем, впечатлило не всех. В частности, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин довольно скептически отозвался по поводу законности ограничений для иностранцев в сфере торговли. По мнению Лукина, это положение, скорее всего, будет оспорено в Конституционном суде.

В том, что предложение президента ограничить долю нероссийских граждан на рынках найдет "понимание" как во властных кругах, так и среди большинства населения, вряд ли стоило сомневаться. Однако с экономической точки зрения попытка решать в трудодефицитной России проблемы за счет квотирования рабочих мест по национальному принципу выглядит безграмотной и безответственной, а попытка ограничить численность нероссийских работников на торговой и коммунальной сферах, – верх бессмыслицы. Не стоит забывать о том, что за многие годы на просторах бывшего СССР сложилось своеобразное разделение труда, при котором рыночная торговля, волею судеб, оказалась "закрепленной" за представителями восточных республик, многие из которых являются сегодня гражданами других стран. Расхожее утверждение, что на освобожденные от мигрантов торговые места хлынут местные производители, – чистой воды заблуждение. Любой сколько-нибудь серьезный производитель товара никогда не будет сам заниматься его реализацией, для этого у него просто нет ни времени, ни возможностей. Поэтому в конечном счете его будет интересовать не столько собственное торговое место на рынке (вместе со всеми соответствующими проблемами), сколько наличие конкурирующих закупочных организаций, которые будут готовы оптом и по выгодной цене выкупить весь его товар.

Другим распространенным заблуждением, связанным с миграционным вопросом, являются опасения относительно возможности повторения в России событий, имевших место во Франции и ряде других европейских стран. Их повторение в российских условиях невозможно ввиду отсутствия причин, приведших к погромам в парижских предместьях. Причина люмпенизации мигрантов в странах Западной Европы заключается в высоком уровне развития этих стран, не оставляющем места для дешевого низкоквалифицированного труда. В России мы можем наблюдать прямо противоположенную картину, когда дефицит рабочих рук в наименее престижных и малооплачиваемых областях (розничная торговля, коммунальное и сельское хозяйство) не покрывается за счет национальной рабочей силы. Заполнение данной ниши трудовыми мигрантами выглядит вполне оправданным, так как дает возможность отечественным кадрам трудиться в более наукоемких и высокооплачиваемых областях. Единственным условием здесь является четкое и понятное миграционное законодательство. Наличие правовой базы будет способствовать формированию механизма самопроизвольного вытеснения излишней низкоквалифицированной рабочей силы по мере повышения производительности и эффективности труда в российской экономике. Подобное уже наблюдается в ряде европейских стран, которые постепенно покидают не имеющие должного образования и квалификации мигранты.

В своем недавнем докладе Всемирный банк отметил непродуктивность проводимой в стране миграционной политики. "России требуется привлекать около миллиона трудовых мигрантов в год, чтобы компенсировать сокращение собственного населения и сохранить существующие темпы роста. А это недостижимо с существующим режимом квот", – говорится в документе. Неизбежное удорожание трудовых ресурсов, вызванное нехваткой рабочих рук, ведет к росту издержек и снижает и без того невысокую эффективность российской экономики, которая в условиях более низкой по сравнению с США и ЕС производительности труда теряет шансы на равную конкурентную борьбу и автоматически отходит на позицию хронического аутсайдера.

В итоге, не слишком умные решения о квотировании миграции и ограничении присутствия иностранцев на рынках, безусловно, окажутся весьма популярными накануне выборов, но не принесут реальной пользы ни экономике страны, ни ее жителям.

Выбор читателей