"Коренные" за базар не ответят. Не обучены

Помимо очевидных предвыборных политических выгод решение об "упорядочивании" рыночной торговли несет в себе и ряд серьезных угроз, последствия которых предстоит испытать на себе гражданам




Уже сейчас становится совершенно очевидным, что недавнее решение российских властей отрегулировать присутствие иностранных работников в сфере торговли, а также в других народнохозяйственных сферах может претендовать на звание "глупости года", расплачиваться за которую придется рядовым гражданам.

Напомним, в начале октября президент призвал правительство навести порядок в сфере розничной торговли, а именно – отрегулировать численность занятых в ней "некоренных" граждан. Президентские указания в современной России принято исполнять – или, по крайней мере, имитировать кипучую деятельность по их исполнению, что произошло и на этот раз. Ответом на президентский призыв стало подписанное Фрадковым постановление, согласно которому с 1 апреля 2007 г. иностранным гражданам запрещается заниматься мелкорозничной (вне магазинов) торговлей. Причем с 15 января следующего года (начало так называемого переходного периода) доля мигрантов среди торговцев не должна превышать 40%. Что касается торговли алкоголем и фармацевтической продукцией, то здесь к 15 января иностранцев не должно остаться вообще.

Несмотря на то что до наступления часа икс еще осталось немало времени, граждане успели почувствовать последствия "судьбоносного" решения своего правительства. На многих рынках уже сейчас идет активное сокращение торговых мест и ассортимента товара, параллельно с этим потихоньку поползли вверх и розничные цены. Причина достаточно проста: рыночные торговцы активно занимаются "перегруппировкой сил", стараясь заранее подыскать "правильных" продавцов, что, судя по росту числа пустых мест в торговых рядах, получается у них не особо хорошо.

Причины решения об "упорядочивании" числа мигрантов в розничной торговле вполне понятны. При этом непосредственно к торговле они относятся в значительно меньшей степени, чем к политике, представляя собой обычный предвыборный популизм, замешанный на беспроигрышной (в российской ситуации) националистической основе. Не последнюю роль сыграл здесь и вспыхнувший некоторое время назад российско-грузинский конфликт, воспринятый российским руководством чуть ли не как личное оскорбление. Одним из основных принципов предвыборного популизма является удовлетворение наиболее острых чаяний электората. Таковым в нынешней ситуации является распространенное обывательское представление о засилье "понаехавших" на розничных рынках, удерживающих непомерно высокие цены на товары. Нанесение удара по "некоренным" торговцам станет прекрасным способом сместить накануне выборов акценты народного недовольства с таких серьезных проблем, как недоступность жилья, провал пенсионной реформы (многие будущие пенсионеры еще не подозревают о том, что их ждет), монетизация льгот, реформа ЖКХ и многих других.

Между тем помимо очевидных предвыборных политических выгод решение об "упорядочивании" рыночной торговли несет в себе и ряд серьезных угроз, последствия которых предстоит испытать на себе гражданам. Прежде всего, принятое по гражданскому, а по сути – по национальному (всем прекрасно известно, кто в основном торгует на рынках) признаку решение идет вразрез с заявленной государством позицией неприятия национализма и ксенофобии.

С чисто экономической точки зрения, предлагаемые правительством меры не выдерживают критики и больше подходят под определение вредительства. Предлагаемые меры бьют исключительно по низшему звену торгово-закупочных цепочек. Представители "некоренных" народностей имеют большую склонность к торговле и делают это определенно лучше "коренных" жителей. Подобная тенденция не является исключительно российской особенностью, на рынках крупных городов Европы за прилавками так же мало немцев, англичан или австрийцев, как и русских в России. Этим традиционно предпочитают заниматься турки, арабы, сербы и пакистанцы (в последнее время к ним присоединяются русские и украинцы). Устранение с рынка значительной части продавцов по признаку отсутствия гражданства заставит хозяев торговых точек искать на их место кандидатов из граждан страны, большинство из которых, скорее всего, опять же окажется не "коренного" происхождения. Практика показывает, что представители титульных наций (за исключением стран Азии и Ближнего Востока) не испытывают особого интереса к тяжелой и низкооплачиваемой работе в розничной торговле. Грубо говоря, если на том или ином рынке торговали в основном азербайджанцы, то после 1 апреля там вряд ли появятся русские продавцы. Скорее всего, за прилавками окажутся те же самые представители солнечного Азербайджана (и прочих жарких республик бывшего СССР), только с российским гражданством, которых в стране вполне достаточно. Фокус лишь в том, что, в отличие от нелегалов, их гораздо меньше, а запросы их значительно выше. Удовлетворять эти повышенные запросы, как не трудно догадаться, предстоит потребителю. Помимо роста цен, снижение числа продавцов приведет к снижению ассортимента товаров, являющегося важнейшим фактором рыночной конкуренции.

Полнейшим заблуждением является и предположение о том, что "засилье" иностранцев на рынках не позволяет российским производителям, включая фермерские хозяйства, реализовывать свою продукцию по низким ценам. Во всех странах сельхозпроизводитель желает отдавать все силы производству своей продукции, а не тратить уйму драгоценного времени, стоя за прилавком. Для того чтобы сельскохозяйственный бизнес был успешным, производитель заинтересован продавать свою продукцию оптовым покупателям сразу и всю. Важнейшее условие этой нехитрой схемы в том, что таких оптовиков должно быть много с той целью, чтобы они могли конкурировать за доступ к товару. Это обстоятельство является естественным регулятором всего процесса и дает возможность, с одной стороны, обеспечивать высокие закупочные цены, с другой – естественным путем препятствовать попаданию на рынок некачественного товара.

Намеченное "упорядочивание" рыночной торговли по принципу гражданства несет в себе опасность не только для обреченных на высокие цены потребителей, но и для самой рыночной торговли, а также для "оберегаемых" государством сельхозпроизодителей. В последние годы значительно выросли и окрепли ритейловые сети, составившие серьезную конкуренцию рыночной торговле. Неизбежное повышение цен на розничных рынках еще больше ослабит их позиции, перенаправив покупательские потоки в супер- и гипермаркеты. С одной стороны, благодаря высоким технологиям и культуре торговли, а также большому опыту крупных сетей, потребитель получит хорошую альтернативу рынкам. С другой – специфика работы ретейловых сетей предполагает сотрудничество не с мелкими товаропроизводителями, а с крупными торгово-закупочными или сельскохозяйственными компаниями, с отлаженной системой поставок, бонусов и скидок. Поэтому на прилавках сетевых магазинов окажутся товары со всего мира, но не из соседнего фермерского хозяйства. Выращенные там картофель, помидоры, или лук в силу низких агротехнологий и малых объемов производства будут не в состоянии конкурировать с египетской, турецкой или бразильской продукцией.

Другим негативным аспектом "упорядочения" является опасность полного свертывания рыночной торговли в малых городах и поселках депрессивных регионов, где маленький городской базар является единственным местом, где жители могут приобрести необходимые продукты и вещи. Местное население, значительная часть которого деградировала по причине хронического пьянства, лени и безработицы, не готово заменить ушедших с рынков иностранцев, и судьба таких рынков видится предрешенной. В свою очередь, ритейловые сети не проявляют и еще долго не проявят интереса к мелким населенным пунктам с низкой платежеспособностью населения. А значит, круг для такого населения очень быстро замкнется... на единственном маленьком ларьке со скудным ассортиментом.

Реальные меры, способные навести порядок в сфере розничной рыночной торговли, не имеют ничего общего с предложенным правительством дешевым популизмом. Главным направлением здесь должна стать кропотливая работа по декриминализации торгово-закупочной сферы, давно и жестко контролируемой преступными группировками вкупе с коррумпированными чиновниками и представителями правоохранительных органов. Разрушение преступных монополий в этой сфере приведет к появлению упомянутых выше конкурирующих между собой торгово-закупочных компаний и, как следствие, к появлению цивилизованного и прозрачного рынка. К сожалению, борьба с коррупцией и криминалом – куда более грязная, неблагодарная и опасная (во всех отношениях) работа по сравнению с "упорядочением" рыночных продавцов, всецело поддерживаемым обывательской толпой. Так что знаменитое черномырдинское "хотели как лучше" – это, как всегда, про нас. Про нас всех...

Выбор читателей