Россиян известили о счастье – неотвратимом и крошечном

Из "писем счастья" от Пенсионного фонда выясняется, что доходность размещения пенсионных капиталов государством составила всего 5,44%. С учетом инфляции прибыль получается отрицательной




Пенсионный фонд России (ПФР) завершил ежегодную рассылку "писем счастья" – "извещений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" по итогам прошлого года. Стартовавшая в 2002 г. пенсионная реформа, как известно, предусматривает разделение трудовых пенсий на три составляющие: базовую, страховую и накопительную. Базовая часть, одинаковая для всех пенсионеров, обеспечивается госбюджетом. А страховая и накопительная части, как раз и отражаемые в индивидуальных лицевых счетах, формируются за счет отчислений работодателями из фондов заработной платы. Но если текущие страховые поступления распределяются между нынешними пенсионерами на основе принципа "солидарности поколений", то накопления должны инвестироваться в высоконадежные активы и увеличиваться за счет соответствующих доходов.

По закону граждане имеют право отказаться от услуг ПФР и доверить заботу о своей безбедной старости негосударственному пенсионному фонду. А оставаясь "на довольствии" ПФР, они могут поручить управление накопительной частью пенсии как государственной (по умолчанию), так и частной управляющей компании, имеющей с ПФР договор. Правда, сразу надо оговориться, что, согласно действующему законодательству, воспользоваться накопительной частью пенсии могут лишь россияне, родившиеся после 1966 года. Подавляющее большинство из них пассивно доверили инвестирование своих накоплений государственной управляющей компании, функции которой выполняет Внешэкономбанк. В 2004 г. в его распоряжении находилось 45,5 млрд руб., или 96,5% всех накопленных пенсионных средств.

Из "писем счастья" от ПФР выясняется, что доходность размещения этих капиталов Внешэкономбанком составила всего 5,44%. С учетом существующей инфляции реальная доходность получается отрицательной. С другой стороны, средняя доходность в негосударственных управляющих компаниях и вовсе не превысила двух процентов. Во многом это объясняется тем, что в отличие от ВЭБа, вкладывающего пенсионные деньги преимущественно в госбумаги, в инвестиционных портфелях указанных компаний преобладают акции частных эмитентов. В прошлом году первые транши пенсионных средств негосударственные управляющие компании получили от ПФР лишь в апреле, когда на фондовом рынке начался спад. В текущем году на данном рынке, напротив, наблюдается стремительный рост. Однако как это отразится на доходности пенсионных вложений у негосударственных "управленцев", мы узнаем только через год.

Надо сказать, что принятый летом 2002 г. федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии" накладывает на такие вложения определенные ограничения, в большинстве своем вполне обоснованные. Вместе с тем ст.26 указанного закона содержит достаточно широкий перечень разрешенных инвестиционных инструментов. Он включает в себя не только государственные ценные бумаги РФ (в том числе субъектов Федерации), облигации и акции высоконадежных частных российских эмитентов, но также иностранные активы (не более 20% инвестиционного портфеля), ипотечные ценные бумаги, счета и депозиты в кредитных организациях.

И вот здесь-то и возникают вопросы. Ведь если, не мудрствуя лукаво, просто положить деньги на банковский депозит, то можно получить доходность гораздо выше тех 5,44%, которыми облагодетельствовал будущих пенсионеров Внешэкономбанк. Собственно говоря, более высокой доходностью можно наслаждаться и в самом ВЭбе. Так, по срочному рублевому вкладу "Социальная поддержка (новый)" на 732 дня процентная ставка составляет, в зависимости от суммы, 9,25-10,0% годовых. Сбербанк по схожему вкладу "Пенсионный депозит" на 2 года устанавливает годовую ставку в 10%. При этом общий смысл всех ограничений, предусматриваемых законом "Об инвестировании средств...", сводится к тому, чтобы денежки на старость не пропали почем зря. А кто скажет, что их хранение на депозитах в ВЭБе или Сбербанке в этом смысле недостаточно надежно? Указанный размер процентных ставок эти банки установили, наверное, не себе в убыток, а срок "неотзывности" по вложениям от ПФР может быть куда как больше двух лет.

Однако ст.28 упомянутого закона, содержащая требования к структуре инвестиционного портфеля, мало того, что устанавливает в этом портфеле 10%-ную верхнюю планку для доли депозитов в одной кредитной организации (без разбора, что это за организация), так еще ограничивает 20 процентами суммарную долю банковских депозитов. Если это сделано не для того, чтобы государство в лице Внешэкономбанка могло на законных основаниях вдвое занижать доходность пенсионных вложений, то тогда зачем?

Почему вообще граждане должны в обязательном порядке доверять управление накопительной частью своей пенсии кому бы то ни было – будь то само государство или отобранные им частные структуры (некоторые из коих ухитрились в прошлом году распорядиться этими средствами с отрицательной доходностью)? Дайте людям возможность самим решать, что делать с собственными накоплениями – по-прежнему надеяться на коммерческие успехи ВЭБа, хранить эти деньги в Сбербанке либо пуститься во все тяжкие на фондовом рынке. При том, разумеется, понимании, что после отказа от услуг управляющих компаний всякая ответственность за накопительную часть пенсии с государства снимается. Может, тогда и послания от ПФР не будут столь скупыми на будущее счастье...

Выбор читателей