От "несогласных" остался лишь мусор на улицах

Грозивший обернуться светопреставлением "Марш несогласных" прошел достаточно пресно и без последствий. Свергать "путинский режим" через 15 месяцев (о чем по ходу дела заявил Касьянов) пока некому


ФОТО: AP



Грозивший обернуться светопреставлением "Марш несогласных" прошел в Москве в минувшую субботу достаточно пресно и без последствий – причем, как для посторонних горожан, так и для самих организаторов "марша". Что в общем и целом нельзя не признать за позитив, учитывая те шоковые сценарии противостояния оппозиции и власти, которые рисовались в канун мероприятия.

Обычно даже не важно, сколько людей участвует в подобного рода показательных выступлениях – равнодушный к политике народ не замечает происходящего (за исключением автомобилистов), о ком бы ни шла речь – о "Единой России", демократах или коммунистах. В данном случае предметом интереса для москвичей и гостей столицы могли стать разве что два человека: лидеры "Марша несогласных", Гарри Каспаров и Михаил Касьянов. Легендарный шахматист тщетно пытается конвертировать свою высочайшую спортивную репутацию в политический капитал: в нем продолжают видеть чемпиона мира, человека, первым бросившего вызов шахматному компьютеру, но – не политика, тем более, оппозиционного. Что касается Касьянова, то, парадоксальным образом, его роль главного по демократии в стране тоже воспринимается, мягко говоря, с недоумением – никогда прежде российские демократы-оппозиционеры не выглядели столь ухоженными.

Возможно из-за этого, возможно по какой иной причине, но под знамена "марша" собралось всего порядка 1500 человек. "Колонн" каких партий и движений здесь было больше, сказать сложно. Как и то, сколько в числе полутора тысяч подсчитанных милицией оказалось в конечном итоге журналистов, обычных зевак и, разумеется, людей "в штатском". В любом случае нехитрый подсчет показывает, что свергать "путинский режим" через 15 месяцев (о чем по ходу дела заявил Михаил Касьянов) пока некому.

Тем более что сами оппозиционеры, похоже, с трудом уживаются друг с другом. Так, группа нацболов, видимо по привычке, попыталась в ходе акции развернуть транспарант со своим фирменным слоганом "Сталин. Берия. Гулаг!". И была немедленно нейтрализована секьюрити из окружения Касьянова. Разумеется, последний, равно как и Гарри Каспаров или Ирина Хакамада (также присутствовавшая на митинге), не стал бы заходить ради торжества демократии так далеко, чтобы подкреплять свои требования к "оккупационному режиму" подобными лозунгами. С другой стороны, вряд ли союзник "несогласных" Эдуард Лимонов не потрудился проинструктировать своих ребят из НБП на предмет того, что можно, а чего нельзя делать в присутствии этих оппозиционных дядь и теть на митинге. В общем, произошел конфуз: демократ не понял большевика в режиме реального времени.

Другой конфуз случился с лидером "Трудовой России" Виктором Анпиловым. Стало известно, что он со своими активистами будет митинговать отдельно – на Театральной площади, под сенью памятника основоположника коммунизма Карла Маркса. Почему так случилось и Анпилов не встал с самого начала в одну шеренгу с Каспаровым и Лимоновым, неясно: возможно, возгордился после уверенной победы в передаче "К барьеру!", прошедшей накануне. А, возможно, просто решил не ставить своих проверенных людей преимущественно пожилого возраста под угрозу попасть "под раздачу", если демократо-большевистский молодняк вступит в спортивное единоборство с омоновцами. Заявление Анпилова о том, что "Другая Россия" является лишь намеком на организацию и разногласия по маршу возникли с самого начала, также широко известно.

Как бы то ни было, Анпилов и компания митинговали одни, а их "союзники" намекали прессе, что планируют двинуться заявленным маршем с Триумфальной площади и уже тогда слиться по маршруту движения с коллегами из "Трудовой России".

Ничего такого не произошло и, судя по всему, и не предполагалось. Каспаров и Касьянов яркими рублеными предложениями обрисовали весь ужас сложившегося для свободных граждан страны положения. При этом вопрос экс-премьера о том, куда же подевалось бесплатное образование, вызывал неприкрытые усмешки части собравшихся: дескать, кому ж еще знать, как не ему самому, рулившему долгие годы правительством. Затем митингующим было предложено свернуть знамена и спокойно, не задевая окружающих (включая окружающих людей в форме), разойтись. Большинство так и сделали. Впрочем, часть лимоновцев попыталась все же устроить марш с развернутыми знаменами и транспарантами. Тогда пробил час милиции – порядка 70 человек были в считанные минуты растасканы по спецавтобусам, причем в числе "попавшихся" оказались зампред Народно-демократического союза Иван Стариков, координатор движения "Оборона" Олег Козловский, лидер "Авангарда красной молодежи" Сергей Удальцов. Говорят, что привод грозил даже Станиславу Белковскому, который решил лично проинспектировать ход акции, к организации которой он, по слухам, приложил руку. Однако, как уже было сказано, все окончилось счастливо – задержанных переписали, составили акт о нарушении административного кодекса и отпустили восвояси.

Противникам митингующих досталось на орехи гораздо сильнее. Представители "России молодой", развернувшие транспарант с приветствием "политическим валютным проституткам", были изрядно помяты милицией.

Действо закончилось. Его единственным результатом следует считать мусор на московских улицах, который всегда остается после обострения политической активности "масс" разной численности и переменного толка. Те, кто следил за действом, так и не поняли, почему демократию призваны водворять в стране "лимоновцы", а сменять "преступный режим" – те, кто на него вполне успешно работал.

Зато Ирина Хакамада хорошо выглядела. И понравилась многим – даже милиционерам.

Выбор читателей